audisport-header-1300x551.jpg

Автоспорт

Audi и автоспорт — почти что синонимы. Практически вся история марки, так или иначе, основывается на автомобильном спорте, ведь на всех этапах развития Audi великие конструкторы и инженеры, создававшие автомобили, и выдающиеся спортсмены, на этих автомобилях выступавшие, стремились быть первыми. И они этого добивались. Каждая громкая победа на трассе способствовала успеху продаж серийных машин, каждый новый автомобиль Audi, созданный за последние сто лет, нес в себе решения, опробованные в автоспорте.

rukopisi_16_750x410.jpg

Основатель Audi — гениальный инженер Август Хорьх — лично участвовал в Австрийской альпийской гонке в 1911 году за рулем серийной модели Audi B10/28, оснащенной двигателем 28 л. с. Хорьх тогда ничего не выиграл, но и с дистанции не сошел, что само по себе считалось достижением. Амбициозный конструктор ничего не делал просто так, и буквально спустя полгода свет увидела новая, усовершенствованная модель Audi C14/35. Именно она, оснащенная двигателем мощностью 35 л. с., выиграла переходящий альпийский приз в 1912 году. После чего стала именоваться Alpensieger — по-немецки «покоритель Альп». Модель С выпускали до 1925 года — всего было изготовлено 1 116 экземпляров, что для того периода значительная цифра.

oldtimer_0206_750x410.jpg

К началу 30-х годов прошлого века, когда фирмы Audi, Horch, Wanderer и DKW объединились в концерн Auto Union, автоспорт в Европе стал приобретать современные черты: автозаводы набрали собственные команды, в странах — производителях автомобилей одна за другой строились гоночные трассы, автомобили, предназначенные для соревнований, стали существенно отличаться от серийных. Европейская публика следила за перипетиями битвы «серебряных стрел» — состязаниями болидов гонок Grand Prix, прообраза нынешней «Формулы-1». Ганс Штук, Тацио Нуволари, Рудольф Хассе, Герман Мюллер — имена выдающихся пилотов, выступавших за команду Auto Union, были известны тогда каждому школьнику. Гонки были делом в буквальном смысле смертельно опасным: никаких ремней и подушек безопасности еще не придумали. Баки «серебряных стрел» заправляли адской смесью из метилового спирта, ацетона, нитробензола и эфира. В середине 30-х годов эти болиды развивали мощность более 400 лошадиных сил! Их пышущие жаром моторы были настоящим произведением инженерного искусства, ведь скорость на трассе превышала 300 км/ч. На счету легендарного гонщика заводской команды Auto Union Бернда Роземайера, помимо побед в Grand Prix, мировой рекорд скорости, установленный им на дороге общего пользования. Только вдумайтесь: 25 октября 1937 года он разогнал свой автомобиль до немыслимых 404,6 км/ч... Увы, меньше чем через полгода Роземайер трагически погиб: его рекордный болид Auto Union перевернуло порывом встречного ветра на фантастической даже для сегодняшнего дня скорости 440 км/ч.

berndt_2-750x410.jpg

Война и послевоенная разруха отбросили европейский автоспорт на десятилетия назад. Спортивная команда Auto Union в том виде, в каком она побеждала на трассах Европы до 1939 года, перестала существовать. Вплоть до начала 80-х годов ХХ века марка Audi не принимала активного участия в спортивной жизни. Однако события более позднего периода полностью компенсировали три десятилетия без автоспорта. После дебюта на Женевском автосалоне в марте 1980 года первого автомобиля с постоянным полным приводом quattro было решено выпустить спортивные автомобили quattro для участия в мировом чемпионате по ралли. Уже в первых гонках в январе 1981 года пилот Audi Ханну Миккола обошел всех своих соперников и выиграл ралли в Монте-Карло. Затем победное шествие quattro уже было невозможно остановить: победа в трех гонках в 1981 году, год спустя еще семь одиночных побед, а в 1983 году экипаж Ханну Миккола и Арне Гертца отпраздновал победу в чемпионате мира по ралли.

Необычную главу в историю ралли вписали Мишель Мутон и Фабриция Понс. В сезоне 1981 года эти пилоты Audi стали первым в мире женским экипажем, победившим в гонке чемпионата мира по ралли. Впоследствии Мишель Мутон и Бобби Фишер неоднократно были первыми в сложнейших гонках Pikes Peak, но настоящим «королем горы» стал немецкий пилот Вальтер Рёрль, который в 1987 году покорил вершину на 600-сильном Audi S1 менее чем за 11 минут. Почти 20 километров сложнейшей трассы и 156 поворотов долгое время потом никто не мог пройти быстрее.

Audi-sport-S1-750x410.jpg

После успехов, достигнутых в ралли, полный привод Audi продемонстрировал свои преимущества и на скоростных трассах. В 1988 году команда Audi побеждает в гонках американского чемпионата TransAm. В 1989 году Ханс-Йоахим Штук одерживает семь побед в гонках IMSA GTO. В 1990-1991 годах Ханс-Йоахим Штук и Франк Биела на полноприводном Audi V8 побеждают на трассах чемпионата DTM. Абсолютной вершиной становится сезон 1996 года: Audi A4 quattro триумфально побеждает в сериях чемпионатов автомобилей «гран-туризмо» по всей Европе.

В 1999 году для марки Audi началась блестящая эпоха участия в чемпионате мира по гонкам на выносливость WEC. За последующие 18 лет спортпрототипы с четырьмя кольцами приняли участие в 186 гонках и завоевали более 100 трофеев, включая 13 призов по итогам сложнейших «24 часов Ле-Мана». Знаковым для всего спортивного мира стал 2006 год, когда Audi R10 TDI стал первым в истории дизельным автомобилем, победившим в самом главном суточном марафоне. Спустя шесть лет, в 2012 году, в европейской гонке победил уже Audi R18 TDI e-tron quattro, который стал первым триумфатором Ле-Мана, оснащенным гибридной силовой установкой.

В 2016 году марка Audi завершила многолетнюю программу участия в гонках WEC, но по-прежнему, вот уже более тридцати лет, с успехом продолжает участвовать в гонках DTM. Несмотря на свое историческое название («Германский кузовной чемпионат»), гонки DTM давно выехали за границы Германии: соревнования проходят по всему миру, в том числе и в России. Успехи спортсменов марки как в личном, так и в командном зачетах впечатляют: за последние 15 сезонов пилоты Audi семь раз занимали первые места и 19 раз входили в тройку призеров. Да и сезон 2016 года Audi, чьи пилоты выступали на Audi RS 5 DTM, закончила в ранге победителя.

AudiRS5DTM_2015_17_Molina-750x410.jpg

Новый спортивный чемпионат «Формула Е» стартовал в сентябре 2014 года. Целью состязаний гоночных электромобилей является популяризация инноваций и экологичных технологий. С самого начала команда ABT Schaeffler Audi Sport принимает в нем участие на специально подготовленном электрическом гоночном автомобиле. Результаты впечатляют: 18 побед в 24 гонках. В сезоне 2017/2018 годов марка также планирует участие заводской команды в состязаниях.

Все когда-то возвращается... Если это высказывание истинно, то участие марки Audi в чемпионате по ралли-кроссу World RX весьма логично: наставниками пилота Audi Маттиаса Экстрёма были ветераны марки, побеждавшие тридцать лет назад. Поэтому титулованный гонщик из Швеции Экстрём — в прошлом — неоднократный чемпион DTM — с легкостью обошел всех своих соперников и стал в 2016 году чемпионом новейшего чемпионата по ралли на специально подготовленном Audi S1.

Марка Audi предоставила своим клиентам возможность не просто следить за перипетиями спортивной борьбы на трассах, но и участвовать в ней. Вот уже более 10 лет Audi развивает и поддерживает так называемый клиентский спорт. Гонки серии GT3 и TCR — это состязания непрофессиональных спортсменов на автомобилях, близких к серийным моделям. Популярность этих состязаний растет год от года. Специально для этих соревнований подразделение Audi Sport GmbH c 2009 готовит спорткары Audi R8 LMS и Audi RS 3 LMS, приобрести которые может любой желающий.

Свой собственный кубок — Audi Sport TT Cup — появился у марки в 2015 году. Соревнования проводятся на специально подготовленной версии Audi TT с ультралегким кузовом массой всего 1125 кг и двигателем мощностью 340 л. с., разработанной специально для гонок компанией Audi Sport GmbH. Для молодых пилотов этот монокубок является прекрасной возможностью продемонстрировать свои навыки и качества. За участие в кубке в сезоне 2016 года боролись 125 пилотов 36 национальностей. Шестнадцать из них получили возможность соревноваться между собой на семи этапах кубка на гоночных трассах Европы.