Лёгким движением руки

Audi virtual cockpit, MMI или проекционный дисплей — яркие примеры того, что в новейших моделях марки концепции управления достигли высшей точки своего развития. Оно стало интуитивно понятным, интерактивным и современным. Однако настолько простым и удобным оно было далеко не всегда. Давайте проследим развитие технологий управления на примере эволюции концепций управления Audi.

ТЕКСТ: Иван Людвиг ФОТО: AUDI AG

Лёгким движением руки


«Ты помнишь, как всё начиналось?»

Когда сегодня перед специалистами по эргономике встает сложный вопрос, как наилучшим образом интегрировать многочисленные функции автомобиля в концепции управления, те довольно часто обращаются в прошлое. Это неудивительно. И не только потому, что «все хорошее придумали до нас». Так, прекрасным примером отличных и продуманных решений и хорошим образцом для таких исследований служит знаменитая модель Audi 100 1970 года. Уже в ней все необходимые водителю функции управления были сосредоточены вокруг рулевого колеса: с левой стороны располагались органы управления освещением, с правой — различные функции автомобиля, такие как выключатель аварийной сигнализации или подогрев заднего стекла, а в центре находилась регулировка системы отопления. Возможность включения и выключения света фар слева от рулевого колеса стала стандартом, к которому давно привыкли владельцы моделей Audi. И по сей день он остается актуальным.

Ностальгия и неувядающая классика: и в наши дни специалисты обращаются к стандартам, действующим в классическом Audi 100 1970 года.

etron

Мечта из 90-х

Массивные тумблеры, нажимные кнопки и всевозможные переключатели — в Audi 100 можно по-настоящему предаться ностальгии. Для многих россиян эти привезенные из Европы подержанные, но практически безотказные автомобили стали первыми иномарками. Однако, несмотря на всю прелесть аналоговых приборов, они давно утратили свою актуальность. При этом современные концепции управления Audi являются действительно универсальными.

Впрочем, именно такими они и должны быть. «Требования правил дорожного движения сегодня намного более жесткие, а условия более экстремальные. С ростом трафика и повышением скорости движения концепции и системы управления Audi приобретают гораздо большее значение, чем раньше», — говорит Иво Мут, руководитель отдела разработки пользовательского интерфейса AUDI AG. Он и его коллеги ежедневно работают над тем, чтобы сделать концепции управления Audi еще более интуитивными и легкими для восприятия.

В 1988 году магнитола в Audi V8 впервые переместилась на центральную консоль.

etron

Магнитола — «бабушка» MMI

Магнитола — «бабушка» MMI За последние 50 лет концепции управления претерпели, пожалуй, наибольшие изменения по сравнению с другим оснащением автомобилей Audi. Яркий пример — автомобильное радио. В модели Audi 100 радиоприемник все еще располагался со стороны переднего пассажира, но уже в Audi V8 1988 года выпуска магнитола (она могла воспроизводить записи с помощью компакт-кассет) переместилась на центральную консоль, то есть ближе к водителю.

В сочетании с дополнительными органами управления полным приводом quattro, который Audi впервые интегрировала в модели представительского класса, на примере Audi V8 удалось создать продуманную центральную консоль вокруг автомагнитолы. По сути аналоговая магнитола тех лет стала предшественницей современной информационно-развлекательной системы. Впервые цифровые дисплеи позволили отображать многочисленные функции на минимальном пространстве.

В период с 1994-го по 2002 год в Audi A8 функции навигации, развлечений и связи впервые были удобно объединены в одном устройстве.

E-tron formula E

Крути и нажимай

Вторая половина 1990-х ознаменовала собой расцвет таких технологий, как цифровой дисплей и навигационная система. К сегодняшнему дню не осталось ни одного автомобиля, который не был бы оснащен электронным навигационным оборудованием.

«Впервые цифровые дисплеи позволили отображать многочисленные функции на минимальном пространстве. Так, например, в период с 1994го по 2002 год в Audi A8 функции навигации, развлечений и связи впервые были удобно объединены в одном устройстве. Это время можно считать рождением современной информационно-развлекательной системы», — отмечает Томас Манфред Мюллер, руководитель отдела по разработке электрических и электронных систем. Дисплей был расположен там же, где ранее в Audi V8 находилась магнитола.

Не отводя взгляда от дороги, водитель получил возможность управлять устройством с помощью удобно расположенного поворотно-нажимного переключателя. В 2002 году эта концепция получила дальнейшее развитие: дисплей расширили и переместили на приборную панель, а органы управления сместились дальше вниз, к центральной консоли. Так называемый мультимедийный интерфейс Audi (MMI) позволяет водителю практически вслепую управлять всеми функциями системы.

Неровно нацарапанные, перекрывающие друг друга буквы? Для третьего поколения Audi A8 с сенсорной панелью и функцией рукописного ввода это не проблема.

etron

Пишите пальцем

Как должна была поменяться концепция управления в дальнейшем? Ответ стал очевиден с появлением третьего поколения Audi A8. В 2009 году марка представила первую сенсорную панель с функцией рукописного ввода данных: не глядя на дисплей, водитель может писать буквы на сенсорной панели, что позволяет надежно и безопасно вводить пункт назначения даже во время езды. Система способна распознавать даже неровно нацарапанные, перекрывающие друг друга буквы.

Два сенсорных дисплея в новом Audi A8 реагируют на прикосновения пальцев тактильной обратной связью.

E-tron formula E

Виртуально? Реально!

Плейлист и тахометр на одном дисплее? Легко: в 2013 году рынку была явлена виртуальная приборная панель Audi virtual cockpit в ставшем культовым новом Audi TT. В этой модели удалось объединить на одном дисплее показания приборов и данные от сенсорной панели, расположенной на центральной консоли.

Такая виртуальная приборная панель отображает всю информацию, связанную с вождением автомобиля, в поле зрения водителя, сразу за рулевым колесом. Она объединяет в себе спидометр и тахометр с навигационной системой, смартфоном и медиаплеером — все в HD-разрешении. Управлять ею можно кнопками и переключателями на многофункциональном рулевом колесе.

Тахометр и навигация: виртуальная приборная панель отображает всю информацию, связанную с вождением автомобиля, в поле зрения водителя, за рулевым колесом.

E-tron formula E


С особым тактильным шиком

На сегодняшний день дисплеи доступны для всех моделей Audi и могут иметь разные размеры. Для некоторых моделей, например для Audi A8, виртуальная приборная панель дополнена системой Audi MMI Touch Response. Два сенсорных дисплея MMI, расположенные на центральной консоли, реагируют на прикосновения пальцев и обладают тактильным откликом.

При прикосновении к поверхности сенсорного дисплея водитель будто нажимает механическую кнопку. Такое ощущение создается благодаря электромагнитным исполнительным элементам, звукам щелчков, особой анимации и изменению цветов. Верхний сенсорный дисплей MMI содержит элементы управления информационно-развлекательной системой, нижний оптимально расположен для рукописного ввода. Водитель и пассажиры могут управлять системой интуитивно, как планшетом или смартфоном. Опциональный проекционный дисплей отображает навигационные данные непосредственно в поле зрения водителя, на ветровом стекле.

Поедем на компьютере?

Уже сегодня программное обеспечение в Audi A8 умеет распознавать логические схемы и анализировать команды. В результате водитель может управлять настройками кондиционера, например, с помощью голосовой команды. Над разработкой подобных и еще более продвинутых технологий в отделе разработки пользовательского интерфейса и пользовательского опыта AUDI AG работают около 200 сотрудников.

Новые исследования в области автономного вождения меняют требования к элементам управления. Например, в концепт-каре Audi AI:CON можно перевести сиденье водителя в удобное горизонтальное положение и управлять автомобилем с помощью голосового управления, сенсорных дисплеев, функций дистанционного управления, трехмерных органов управления, элементов виртуальной реальности и голографии. Можем ли мы представить, как будет выглядеть место водителя в будущем?

В прототипе Audi AI:CON все большее значение приобретают новые технологии, такие как голосовое управление.

E-tron formula E