Миссия выполнима > Технологии > Новые автомобили Audi

Миссия выполнима

Миссия выполнима

Марка Audi приняла как руководство к действию рамочное Парижское соглашение об изменении климата, принятое целым рядом ведущих государств мира в декабре 2015 года. Концерн поставил задачу достичь к 2025 году углеродной нейтральности всех предприятий Audi. Фантастика? Уже нет.

ТЕКСТ: Михаил Ярославцев ФОТО: AUDI AG


Чтобы продекларированное в Париже важное для всей нашей планеты намерение к 2050 году ограничить глобальное повышение температуры менее чем 2°С стало явью, недостаточно существенно нарастить парк электромобилей. Требуется «обнуление» выбросов парникового CO₂ по всей производственно-логистической цепочке. Разработанный для этого AUDI AG комплекс мер известен как программа «Миссия: Zero». И она создана явно не для галочки.

Брюссельские прецеденты

Еще в 2018 году завод марки в Брюсселе, выпускающий электромобили семейства e-tron, первым среди предприятий Audi получил сертификат производителя с нулевыми выбросами углерода. В 2020-м эстафету принял завод в венгерском городе Дьёр.

В обоих случаях декарбонизация предприятий велась по общему (хотя и с поправками на местную специфику) плану: перевод на электро- и теплоснабжение объекта с использованием энергии из возобновляемых источников и компенсация выбросов, которых пока нельзя избежать, за счет проектов, связанных с углеродными кредитами. Ряд мер по достижению углеродной нейтральности осуществлен также на заводах Audi в Ингольштадте, Неккарзульме и Сан-Хосе-Чьяпе (Мексика), что позволило сократить на них выбросы CO₂ на 70–75%.

Бельгийское предприятие Audi подало и пример использования для логистических операций внутри завода грузовика с двигателем на сжиженном природном газе (СПГ). Относительно дизельных моделей это обеспечивает снижение выбросов CO₂ на 20%, а окислов азота — на 85%. Сегодня три грузовика на СПГ трудятся уже и на предприятии Audi в Неккарзульме.

 

Там, где железнодорожные перевозки невозможны, для логистических нужд используются грузовики с двигателями на СПГ, также не оказывающие негативного влияния на климат.

 

С 2019 года Audi в Бельгии и Венгрии компенсирует углеродсодержащие выбросы для иностранных сегментов железнодорожных перевозок, которые максимально экологичны по своей природе. Еще с начала 2010-х заводы Audi в Ингольштадте и Неккарзульме связали с портом Эмден на Северном море так называемые «зеленые поезда». Кроме того, на тех же заводах используются гибридные локомотивы, рельсовый тягач с электродвигателем и тягач, работающий на сжатом природном газе.

Круговорот материалов

С середины 1990-х Audi активно использует в конструкции своих серийных моделей алюминий. «Крылатый металл» позволяет заметно снизить вес автомобилей и тем самым поднять их эффективность и экономичность. Однако Внедрение замкнутого цикла использования алюминия на линиях штамповки деталей Audi позволило уменьшить углеродный след предприятий на 150 тыс. метрических тонн только за 2019 год. Производство алюминия требует больших энергозатрат. Чтобы снизить сопутствующие выбросы CO₂, компания Audi в 2017 году внедрила на заводе в Неккарзульме замкнутый цикл использования алюминия. Обрезки алюминиевых листов из прессового цеха возвращаются поставщику для последующей переработки. Полученный таким образом прокат вновь идет на производство кузовных деталей.

Такая же технология с 2020 года применяется на заводе в Ингольштадте, а с 2021-го ее освоит и предприятие в венгерском Дьёре. Сейчас вторичный алюминий применяется для производства кузовных деталей Audi A3, A4, A5, A6, A7 и A8, а также некоторых деталей моделей Audi e-tron и e-tron Sportback. С конца 2020 года рециклированный алюминий также будет использоваться в автомобилях e-tron GT. В планах компании — внедрение этой концепции и для других моделей марки.

 

Внедрение замкнутого цикла использования алюминия на линиях штамповки деталей Audi позволило уменьшить углеродный след предприятий на 150 тыс. метрических тонн только за 2019 год

 

К 2025 году все предприятия Audi AG будут соответствовать требованиям углеродной нейтральности.

 

Система из солнечных батарей на крыше завода Audi в Дьёре, самый большой объект такого рода в Европе, вырабатывает 9,5 гигаватт-часа энергии в год, тем самым предотвращая выбросы 4900 метрических тонн CO₂.

 

Большое количество энергии экономится и за счет рециркуляции пластика, что равнозначно снижению загрязнения окружающей среды. Однако до недавнего времени для производства пластиковых автомобильных компонентов, подверженных особо интенсивному износу, могли применяться только материалы на основе нефтепродуктов. В большинстве случаев такие материалы не подлежали вторичной переработке. Audi — первый автопроизводитель, успешно решивший эту проблему. В рамках совместного проекта с Технологическим институтом Карлсруэ (KIT) создана технология переработки смешанных пластиковых отходов в пиролизное масло, не уступающее по качеству нефтепродуктам. В среднесрочной перспективе компоненты, изготовленные из пиролизного масла, найдут применение в автомобилях.

 

Пиролизное масло, продукт переработки смешанных отходов пластмасс, позволит получать новые высококачественные детали.

 

Объединяя усилия

Концерн AUDI AG, выпустивший в 2019 году около 1,8 млн автомобилей, работает более чем с 14 000 поставщиков почти из 60 стран мира. Углеродная нейтральность производства может быть результатом лишь совместных усилий всех этих компаний. В рамках трех десятков семинаров в сотрудничестве с поставщиками уже разработано 50 мер, которые к 2025 году позволят снизить выбросы CO₂ на 1,2 т из расчета на один автомобиль. И уже с 2018-го использование «зеленой» энергии стало неотъемлемой частью соглашений с производителями высоковольтных аккумуляторных батарей. Почему это так важно? Пока основной объем выбросов за весь жизненный цикл автомобиля образуется на этапе его утилизации. Однако по мере перехода к электрической мобильности доля выбросов CO₂, приходящихся на цепочку поставок, растет. Это во многом связано с интенсивным образованием углекислого газа в процессе производства аккумуляторов. По прогнозам, учитывающим состав и величину парка автомобилей, к 2025 году почти четверть всех выбросов CO₂, производимых компанией Audi, будет приходиться на этот этап. Так что превентивные меры вполне оправданны.


Audi AG реализует свои «зелёные» планы в тесном сотрудничестве с поставщиками компонентов.

С 2019 года AUDI AG совместно с муниципалитетом Ингольштадта реализует проект по созданию инновационного технологического парка IN-Campus на месте бывшего нефтеперерабатывающего завода Bayernoil. В программе — полное экологическое восстановление территории площадью 75 га, из которых 15 га придадут естественный природный вид. Таким образом, для IN-Campus не потребуется застраивать ранее не использовавшиеся земельные участки.

Это тоже пример эффективного использования ресурсов, только в данном случае в роли ресурса выступает пространство. После завершения строительства в 2023 году в технопарке разместятся, в частности, Центр безопасности автомобилей концерна Volkswagen с ультрасовременной зоной для проведения краш-тестов, а также подразделение, которое разрабатывает стандартизированную архитектуру программного обеспечения для всех марок группы, цифровую экосистему и персонализированные функции для розничной торговли.

 

«IN» означает инновации: стратегический инвестиционный проект IN-Campus, запущенный AUDI AG и муниципалитетом Ингольштадта, предусматривает создание технопарка на восстановленной территории бывшего нефтеперерабатывающего завода.