Не стой,
перепрыгни!

Сколько раз вам приходилось стоять в мёртвой пробке, время в которой текло мучительно медленно! Признайтесь, вам же хотелось в тот момент найти секретную кнопку где-то под рычагом коробки передач, потянуть на себя штурвал и взмыть ввысь? Конечно, это просто фантазия. Или всё-таки нет?

ТЕКСТ: Ангус Фрейзер ФОТО: AUDI AG

Воздушное такси

В прошлом году на Неделе дронов в Амстердаме прототип летающего такси (в масштабе 1:4) показал широкой публике, на что он способен. Испытания полноразмерной модели начнутся уже в ближайшем будущем.

В 50-х годах прошлого века писатели-фантасты предсказывали, что в крайнем случае к 2000 году почти у каждого человека на Земле будет свой автомобиль, на котором можно будет рассекать воздушное пространство. И работать он будет, разумеется, на ядерном топливе. Второе тысячелетие настало давным-давно, а нам все еще не удалось запустить автомобиль в воздух.

Разработки летающих автомобилей ведутся уже много лет. Правда, большинство из этих так называемых «автомобилей» практически во всем копируют принцип работы самолета: для них нужны взлетно-посадочная полоса и лицензия пилота. Кажется, ни один автоконцерн мирового уровня не воспринимает эту мысль всерьез.

Однако в 2018 году на Женевском автосалоне красовалась полноразмерная модель, которая всем своим видом напоминала летающий автомобиль. Спереди на ее кузове красовались четыре переплетенных кольца — логотип Audi.

В разработке концепта под названием Pop.Up Next участвовали компании Italdesign и Airbus. Новый автомобиль стал развитием предшествующего проекта Pop.Up, который миланское подразделение Audi, ответственное за проектирование и дизайн, представило на том же Женевском автосалоне в 2017 году.

Стоит отметить, что концептуальная модель Pop.Up Next представляет собой не летающий автомобиль в традиционном понимании, а полностью автономное автопилотируемое электрическое такси. Оно предназначено для работы в нескольких режимах. В режиме езды два пассажира сидят в капсуле, которая соединена с наземным модулем, работающим на четырехколесной электрической полностью автономной базе. В режиме полета капсула автоматически отсоединяется от наземного модуля, а затем крепится к полетному модулю с восемью винтами (дрону), который предназначен для вертикального взлета.

Компания Italdesign известна тем, что вот уже полвека разрабатывает изысканный дизайн для футуристических концепт-каров и автомобилей серийного производства, в число которых входят такие звезды, как Audi 80, Volkswagen Golf, Lotus Esprit и Fiat Panda. Но никогда прежде компании не доводилось работать над летающим автомобилем.
«Объясняется это просто. Мы создаем дизайн лишь того, что можно в том или ином виде реализовать на практике. Технология должна уже существовать. Мы не можем тратить время на то, чтобы предаваться полету фантазии», — объясняет Кристиан Болоньези, представитель Italdesign, проводя нам презентацию модели Pop.Up Next в штаб-квартире миланской компании.

«Нам пришла в голову мысль использовать городское воздушное пространство, которое мы называем Sky City, — продолжает он. — Его средняя высота составляет 500–600 м, если считать от основания до верхушек небоскребов. В настоящее время вертолетам не разрешается там летать, поэтому многие компании думают о том, как можно использовать это пространство».
Все больше людей переселяются в города. И автоматизация существенно расширяет их возможности в сфере мобильности. В будущем пожилым людям, детям, а также тем, у кого нет водительских прав, потребуется удобное автопилотируемое такси. Если удастся эффективно распределить транспортные потоки между дорогами и воздушным пространством, это будет одинаково выгодно как целым городам, так и их гражданам.

 Sky

В полетном модуле летающего такси используются восемь винтов, приводимых в действие четырьмя электрическими двигателями общей мощностью до 160 кВт. Аккумуляторная батарея емкостью 70 кВт·ч заряжается в течение 15 минут. Без капсулы, предназначенной для перевозки двух пассажиров, полетный модуль может пролететь 50 км на максимальной скорости 119 км/ч. Наземный модуль с задним приводом оснащен двумя электрическими двигателями общей мощностью до 60 кВт. Аккумуляторная батарея емкостью 15 кВт·ч позволяет проехать до 130 км и заряжается в течение 15 минут.

Разумеется, ни одна из компаний, ответственных за разработку летающего такси, не отрицает наличие существенных проблем, которые еще придется решить. Даниеле Роберто Коста, дизайнер Italdesign, объясняет это так: «При проектировании автомобиля, который должен летать, следует учитывать его огромные отличия от обычного автомобиля, и это касается не только веса и аэродинамики. Конечно же, также необходимо убедиться, что автомобиль будет выглядеть безупречно под любым возможным углом, включая и тот, под которым на него никто никогда не смотрел. Например, если вы стоите на земле, а автомобиль пролетает у вас над головой». Безусловно, концептуальная модель выглядит просто превосходно и в меру отвечает футуристичным тенденциям как изнутри, в ульт­раминималистичном салоне, так и снаружи.

«Мы в значительной степени использовали композитные материалы, — объясняет Николас Буссетти, дизайнер Italdesign. — Сиденья автомобиля напоминают кресла в кабине самолета, а их сетчатый материал позволяет подстраиваться под форму тела каждого пассажира». Сиденья и правда кажутся удобными, и сейчас за ними можно с легкостью разместить несколько небольших сумок. Однако модель, которая пойдет в серийное производство, возможно, будет несколько меньше.

Панель приборов представляет собой большой экран с технологией дополненной реальности, которая позволяет выделять иконки, когда пассажир просто двигает глазами. На небольшой сенсорной панели, установленной между сиденьями, можно выбрать тему подсветки в салоне и жанр музыки, которая будет доноситься из встроенных в подголовники динамиков.

Естественно, многим пассажирам захочется насладиться завораживающими видами на город с высоты птичьего полета, поэтому боковые стенки кабины почти сплошь состоят из стекла. Однако пол под моими ногами непрозрачен по вполне понятной причине, которую подчеркивает Николас: «Мы хотели создать открытую среду, которая позволяет пассажирам наслаждаться видами из салона, но которая в то же время не вызовет у них дискомфорта или чувства страха».

Могу сказать, что автору понравилось виртуальное путешествие, начавшееся с обычной поездки по городу от аэропорта Лондон-Сити до Олимпийского парка в Доклендсе. Там капсула отстыковалась от наземного модуля и соединилась с летающим модулем (в виртуальном мире, разумеется). Персональный электронный ассистент спросил, как себя чувствует пассажир и желает ли он начать полет.

«Мы создаём дизайн лишь того, что можем реализовать».

Во время полета городской горизонт проецируется на большой экран, и пассажир может выбрать заметные достопримечательности, просто взглянув на них. Функция дополненной реальности предоставляет подробную информацию о выбранном объекте.

«Уверен, что люди не сразу научатся полностью доверять беспилотному летающему автомобилю, хотя пассажирские самолеты уже давно летают на автопилоте, — признается Стефано Манкузо, координатор проектной группы компании Italdesign. — Но к тому времени как летающее такси станет частью нашей реальности, скажем, к 2030 году, мы все уже привыкнем к автомобилям с автономным управлением. В любом случае во время полета пассажир всегда сможет обратиться к сотруднику диспетчерского пункта, и он при необходимости возьмет на себя управление автомобилем».
Чтобы помочь людям привыкнуть к новой технологии, компания Italdesign планирует разместить первые модели летающего автомобиля в парках развлечений. «Внедрение является одной из наиболее серьезных проблем, с которыми мы можем столкнуться, — признается менеджер Массимо Мартинотти. — Но ведь то же самое было и с появлением первого автомобиля. Перед ним должен был бежать человек и размахивать красным флагом!»

Воздушное такси

Сейчас идёт поиск средств, которые помогли бы снизить уровень пронзительного жужжания, издаваемого всеми дронами.

В прошлом году компания уже провела полет прототипа в масштабе 1:4 при большом стечении народа. Это произошло на Неделе дронов в Амстердаме. Тогда летающий модуль безошибочно установил пассажирскую капсулу на наземный модуль, который затем без участия водителя выехал с испытательного полигона. Это доказало эффективность системы сцепления Airbus, а также исправность функций блокировки и фиксации. Уже в следующем году ожидаются испытания полноразмерной модели летающего автомобиля.

Чтобы проект был претворен в жизнь, потребуются более мощные аккумуляторные батареи, чем те, которые мы имеем сегодня. Поэтому компания Airbus уже трудится над разработкой такой технологии. Еще одной проблемой является шум. Сейчас также идет поиск средств, которые помогли бы снизить уровень пронзительного жужжания, знакомого всем тем, кто когда-либо имел дело даже с небольшим дроном.

Компания Italdesign совместно с Audi разрабатывает аккумуляторную батарею и электрический двигатель для наземного модуля. В этой области инженеры Audi уже доказали свою высокую компетентность при недавнем запуске модели e-tron. Вместе с итальянской командой Italdesign работает инженер Audi.

Передовой опыт Audi в сфере технологий автопилотирования, продемонстрированный в 2014 году на трассе Хоккенхаймринг во время заезда беспилотной модели Audi RS 7 Sportback под кодовым именем Bobby на скорости 240 км/ч, является еще одним бесценным преимуществом для проекта.

Итак, давайте предположим, что можно разработать технологию, которая обеспечит безопасную работу летающего такси. Можно также успешно разрешить все правовые вопросы, а общественность будет рада не только летать на автомобилях, но и жить в городе, кишащем летающими транспортными средствами (за которыми можно будет наблюдать из окон любого небоскреба). Как это будет работать на практике и когда это все произойдет?

«Чтобы дроны стали обычным явлением, должно пройти много времени. Думаю, это случится ближе к 2030 году, — объясняет Массимо. — Мы ожидаем, что к тому времени по всему миру будет летать от 200 тыс. до 300 тыс. дронов, а в городе размером с Лондон можно будет разместить несколько тысяч моделей. Предполагается, что сначала они будут перемещаться строго по выделенным воздушным коридорам, вылетая из аэропорта и приземляясь на площадки в центре города. В долгосрочной перспективе, возможно, нам удастся дать дронам больше свободы перемещения в воздушном пространстве».

Воздушное такси
Воздушное такси

Площадки, также называемые вертопортами, могут появиться в качестве специально предназначенных для этого строений или при реконструкции уже существующих зданий. Они обеспечат наземным модулям возможность беспрепятственно заехать внутрь и подняться на крышу, где летающий модуль оставит пассажирскую капсулу, подключится к станции быст­рой зарядки и отправится к следующей капсуле, а наземный модуль доставит пассажиров к их месту назначения.

Хотя нынешняя модель разрабатывается исключительно для коротких городских поездок, специалисты считают, что с развитием технологий станут возможными и более длительные полеты.

Все опирается на технологию аккумуляторных батарей. Чем больше энергии устройство сможет запасти, тем более осуществимыми станут полеты на большие расстояния. Речь тогда пойдет и о более высокой скорости. Человечество всегда мечтало взмыть в небеса, еще со времен Леонардо да Винчи и его летательных аппаратов.