Виды на гору счастья

Просочившись в СССР во времена хрущёвской оттепели, за полвека из экстравагантного увлечения для избранных йога превратилась в массовое явление. Большинство людей приходит в йога-студии за хорошим самочувствием, но эксперты убеждены: во время занятий йогой меняется и мировоззрение человека. Чем привлекательно для нас это индийское учение, какие оно скрывает ловушки и как будет развиваться дальше?

ТЕКСТ: Ольга Волкова ИЛЛЮСТРАЦИИ: Михаил Капралов

Виды на гору счастья


Виды на гору счастья

— Мои родители — математики, и лет с пяти я спрашивала у них, что значит «пустое множество», что такое «ничего». Они радовались, пытались отвечать, но мои вопросы не заканчивались, — говорит йога-тренер, методист инструкторского отдела Yoga Federation Татьяна Илларионова.

Татьяна окончила мехмат МГУ, работала в крупном банке и активно занималась разными видами спорта. Ради интереса однажды заглянула в класс по хатха-йоге, просто попробовать свои силы. А потом на сноуборде она получила серьезную травму позвоночника. Стали отниматься ноги, порой пропадала чувствительность во всем теле. Врачи ничего хорошего ей не обещали.

Виды на гору счастья

— К счастью, у меня был неплохой мышечный корсет, он позволял как-то двигаться, — рассказывает Татьяна. — Я уползла к себе в норку и стала сама искать выход.

Татьяна обратилась к мануальным специалистам, а потом, перелопатив множество книг, решила, что ей поможет йоготерапия. Занималась самостоятельно.

Виды на гору счастья

— Я интересовалась разными направлениями йоги, — делится Татьяна. — Сначала запрос был на то, чтобы убрать боль, которая не покидала меня круглосуточно. А когда я с этим в большой мере справилась, снова всплыли мои обычные вопросы о смысле, актуализировалась задача саморазвития.

На свои сокровенные вопросы Татьяна Илларионова получила ответы из состояния умиротворения и покоя ума; вернее, в этом состоянии подобные вопросы перестали возникать. Через девять лет йога-практики Татьяна бросила торговлю ценными бумагами, выучилась на йогатренера и стала преподавать.

Йога учит управлять психофизиологией человека, чтобы достигать высших психических состояний. Слово «йога» переводится как «соединение». В идеале цель — освобождение человека от материального мира, но за пределами Индии йога адаптировалась к более простым запросам. Ее воспринимают как взаимосвязь тела, энергии и сознания. Занятия предполагают работу с телом посредством специальных поз, управляя энергией с помощью дыхательных упражнений, а сознанием — с помощью медитаций, хотя до них доходят не более половины занимающихся.


По статистике Yoga Journal, в России йогу практикуют около 2 млн человек, женщины составляют 84% от этого числа.

Суть йоги описал индиец Патанджали во II веке до н. э. в учении «Йога-сутра», состоящем из 196 сутр-афоризмов. Он сформулировал восьмиступенчатый путь на пути к просветлению. К первой ступени относится свод правил, которым человек должен руководствоваться по отношению к другим и к миру, главное здесь — ненасилие. Ко второй ступени относятся правила по отношению к самому себе. Третья ступень описывает те самые позы, или асаны, для работы с телом. Следующий шаг — пранаяма, то есть управление внутренней энергией через работу с дыханием. Первые четыре ступени касаются «внешнего», а следующие — «внутреннего» поиска: отвлечение чувств от внешних объектов и направление в себя, концентрация, медитация и, наконец, самадхи — внутренняя собранность, подводящая вплотную к нирване.

Система, описанная две с лишним тысячи лет назад, легла в основу разных направлений йоги, но справедливости ради надо признать, что европейцы в основном занимаются практикой асан, то есть поз или упражнений.

Виды на гору счастья
Виды на гору счастья

Излечить неизлечимое

Болезнь Бехтерева считается неизлечимой. И когда Виталию Литвинову в 19 лет поставили этот диагноз, он уже страдал сильнейшими болями в суставах и месяцами передвигался на костылях.

— Больно было так, что не мог сам себе шнурки завязать, — говорит Виталий. — Вопреки запретам врачей, изо всех сил старался поддерживать подвижность, вне периодов обострения занимался единоборствами. В Центр йоги Айенгара я пришел в 28 лет по совету коллеги.

Первые занятия спровоцировали обострение болезни, но Виталий был к этому готов, к тому же с самого начала он почувствовал, как меняется его настроение.

Виды на гору счастья

— В первую очередь не болезнь отступила, а с головой стало лучше, — рассказывает он. — Я заметил это по изменившейся манере вождения автомобиля. Если на занятия ехал по обыкновению дерзко, то обратно возвращался спокойно. Не видел смысла в том, чтобы спешить, кого-то обгонять, в «шашки» играть на дороге. Вообще, у людей с болезнью Бехтерева есть особенности психики. Им кажется, что их все недооценивают, на работе недоплачивают, все им что-то должны. Гиперответственность приводит к конфликтам, поэтому ни в какой компании я не задерживался дольше чем на год. Вот эти проблемы у меня быстро прошли благодаря йоге. А через месяц ушло и обострение, постепенно стала отступать болезнь.

Виталий бросил прежнюю работу и устроился управляющим в Центр йоги Айенгара. Так у него появилась возможность заниматься по 6–8 часов в день. Через два с половиной года он уже начал преподавать, за 15 лет прошел несколько уровней международной сертификации, стал одним из ведущих тренеров сети Yoga Practika. Восемь лет назад в институте нейрохирургии имени Н. Н. Бурденко диагноз «болезнь Бехтерева» ему сняли.

Виды на гору счастья

Йога с пивом — деньги на ветер

Во всем мире йогой занимаются 250 млн человек. В США их число превышает 20 млн, 83% американских любителей йоги — женщины. Американцы тратят на йогу более $27 млрд в год (объем всей спортивной индустрии, по прогнозам, к 2020 году составит $100 млрд). По статистике Yoga Journal, в России йогу практикуют около 2 млн человек, женщины составляют 84% от этого числа. Специализированных центров в нашей стране десятки тысяч, в Москве таких мест более 500. Россияне тратят на занятия йогой около 41 млрд рублей в год. При этом 74% занимающихся йогой имеют доход средний или выше среднего, у 64% из них есть высшее образование. Более половины тех, кто занимается йогой, допускают возможность того, что сами начнут преподавать.

— В России есть десяток самых популярных направлений йоги, которые привлекают разных людей, — говорит йога-тренер из центра йоги «Прана» Анна Алексеева. — Это помимо однодневок вроде йоги с пивом, с козами, с собачками. Про такие даже говорить не стоит, потому что, кроме мнимой экзотики, впечатляющей дилетантов, за ними ничего нет. Самое востребованное направление — хатха-йога, ее выбирают 59% практикующих. На втором месте — йога Айенгара, на ее долю приходится 37%. Большинство людей, выбирающих эти направления, приходят за хорошим самочувствием. Самый стабильный контингент, кто у меня занимается годами, — это женщины среднего возраста, которые хотят решить мелкие вопросы, связанные со здоровьем и поддержанием формы. В кундалини-йогу приходят уже больше за духовным аспектом, здесь не так важны позы, как дыхание, мантры и прочие практики. Аштанга-йога, йога 23 — это динамичная силовая практика, здесь гораздо больше мужчин.

Полноценное занятие в йога-студии длится полтора-два часа и стоит от 500 до 900 рублей, в зависимости от ранга заведения. Цена частного урока в студии колеблется от 4,5 тыс. до 6,5 тыс. рублей. Если тренер приезжает к ученику домой, занятие может потянуть и на 10 тыс. рублей. Доход некоторых инструкторов по йоге достигает 500 тыс.

Виды на гору счастья

— На занятии тренер затрачивает очень много энергии, — объясняет Анна Алексеева. — Поэтому больше двух-трех уроков в день ему проводить не стоит. Если беспокоиться о заработке, работать на износ, тренеру грозит выгорание. Вообще, считается, что личной практике нужно посвящать не меньше времени, чем занятиям с учениками.

Эксперты не считают йогу прибыльным бизнесом и не советуют вкладывать финансы в это направление тем, кто лично не вовлечен в йогапрактику и не изучил отрасль на собственном опыте. Множество мелких йога-студий сегодня прогорает. Перспективы есть только у крупных сетевых центров с хорошей репутацией. Золотые времена, когда йога-студии работали на каждом углу, миновали, сегодня один за другим исчезают мелкие игроки йога-рынка, не сумевшие заработать имени и стабильного потока учеников.

Еще 12 лет назад Анна Алексеева была шефредактором дневных и вечерних эфиров «Вести-Москва». Ведущий, с которым она работала, посещал корпоративный фитнес-клуб через дорогу от офиса. Однажды он пригласил Анну туда на йогу, сказал, что с такой нервной работой ей необходима перезагрузка.

Виды на гору счастья

— Я тогда подумала: где я и где йога! — вспоминает Анна Алексеева. — В голове была только журналистика. Представляла, что на йоге сидят люди в чалмах, медитируют и поют мантры. И все же я согласилась сходить.

В первый раз ей было тяжело, не хватало гибкости, мышцы были слишком жесткими, тем не менее она почувствовала, что как будто проснулась: появилось ощущение внутреннего наполнения и дыхания. Анне достался очень корректный инструктор, бережный и с чувством юмора. В общем, она осталась. Стала читать специальные книги, поехала в йога-тур, а позже поступила на курс в Учебный центр йоги Айенгара, через два года обучения стала сертифицированным йога-тренером.

Виды на гору счастья

Преждевременное просветление

Подготовка инструктора по йоге включает в себя глубокое изучение йоговских поз — асан, курс по анатомии человека, преподаваемый дипломированным врачом, курс по индийской философии. А дальше совершенствовать учительские навыки можно очень долго. Например, в йоге Айенгара существует 12 ступеней сертификации, самые верхние есть только у двух-трех человек в мире.

— Чтобы попасть на учительские курсы, человек должен сначала минимум два года заниматься с сертифицированным преподавателем, — рассказывает йога-тренер Виталий Литвинов из Yoga Practika. — Потом ему дают рекомендации, он сдает вступительный экзамен и три года занимается на учительских курсах, после чего сдает экзамен, дающий право вести йогу со здоровыми людьми. А если есть моральная готовность заниматься с нездоровыми, нужно еще шесть лет учиться йоготерапии. Получается 11 лет учебы и практики. Это не всем нравится, зато специалисты, которых мы выпускаем, надеюсь, не могут нанести человеку никакой травмы.

Не все тренеры настолько щепетильны, многие считают себя вправе проводить занятия уже после двухмесячных курсов. В результате рынок наводнен непрофессионалами, занятия с которыми по-настоящему опасны.

Виды на гору счастья

— Когда я только начинала заниматься, мне иногда было страшновато за своих соседей по коврику, — говорит тренер из Yoga Federation Татьяна Илларионова. — Я понимала механику асан и видела грубые ошибки, которые могут привести к травмам. Но в чужой монастырь со своими правилами не пойдешь, объяснять что-то, когда рядом инструктор, не очень этично. Именно поэтому я решила попробовать себя в роли преподавателя. А сейчас я занимаюсь подбором персонала, вижу, что часто диплом — это просто бумажка. Поэтому репутация инструктора, хорошие рекомендации и количество «полёто-часов» личной практики важнее, чем свидетельство об учебе.

Прогресс в занятиях йогой специалисты оценивают не столько в улучшении гибкости и освоении все новых асан, а скорее в увеличении времени, которое человек проводит в состоянии психологического равновесия, в радости, благости, спокойном принятии происходящего.

Но изменения с психикой человека, практикующего йогу, могут быть такими впечатляющими, что встает задача не впасть в искушение и не посчитать себя скоропостижно просветленным.

Виды на гору счастья

— Люди, которые изначально ищут в йоге смысл жизни, — это группа риска, — говорит Анна Алексеева из центра йоги «Прана». — Практика асан действительно существенно улучшает самочувствие, но следующие этапы — медитации и пранаяму, то есть дыхательные упражнения, нужно проводить осторожно и под руководством инструктора. Часто это происходит неправильно, люди чувствуют изменения в сознании, не понимают границ и думают, что близки к просветлению. Они видят кайф в том, что сами создали себе «изменёнку», начинают считать себя круче других, чуть выше, чуть продвинутее. Решив, что нашли свой духовный путь, они окунаются туда с головой. Появляется риск уйти совсем не туда, куда надо, и даже сойти с ума.

Виды на гору счастья

— Например, приходит девушка и говорит: я была на занятии, мне так понравилось, ко мне пришли такие видения! В таком случае мы просим не обращать на это внимания и не пытаться снова достичь этого состояния, — объясняет тренер из Yoga Practika Виталий Литвинов. — Сверхспособности, так называемые ситхи, когда человек начинает читать мысли другого или что-то подобное, — это соблазны высокого порядка, которые отвлекают от пути йоги. Не нужно зацикливаться на таких спецэффектах. Некоторые техники сильно влияют на сознание. Неготовый человек может потеряться, вплоть до дауншифтинга и даже до самоубийства, если вдруг осознает бессмыслицу этой жизни. Чтобы этого избежать, нужно много внимания уделять позам стоя, которые помогают вырабатывать хорошую физическую устойчивость и основательность в жизни. Наш основной принцип: мы можем развивать человека, но каждый должен двигаться со своей скоростью. Слишком стремительное развитие опасно, сначала нужно создать правильную базу.

Правила последовательного развития в йоге были сформулированы еще в древности. В индуизме прописаны ашрамы — четыре ступени духовного пути. Они длятся в идеале по 25 лет и соответствуют этапам жизни человека. Каждой из этих стадий соответствует определенная цель. Первая, дхарма (долг), предполагает выполнение своего предназначения. Вторая, артха (накопление материальных ценностей), связана с поддержанием собственной жизни и жизней людей, за которых человек несет ответственность. Третья, кама (получение наслаждения от жизни), предполагает отдых. При этом надо помнить, что ни кама, ни артха не могут идти вразрез с дхармой, ведь все принципы дополняют друг друга. Четвертая стадия, мокша (освобождение), — тот самый путь к просветлению, возможный после прохождения всех этапов. Конечно, существуют монахи, готовые от всего отказаться и сделать своей целью только мокшу, но обычный городской человек, у которого есть семья, работа и обязательства, не может перескочить через промежуточные уровни.

Помнишь, как всё начиналось?

В 2016 году всемирная организация ЮНЕСКО включила йогу в Список нематериальных объектов всемирного наследия. Правда, хранители мировой культуры имели в виду не саму практику йоги, а индийскую философию, которая за ней стоит: «Созданная для того, чтобы помочь людям осознать себя, облегчить их страдания и помочь им достигнуть состояния свободы, йога практикуется молодыми и пожилыми людьми без дискриминации по признаку пола, класса или религии».

А началось все 12 веков назад. Считается, что корни йоги — в аскетических практиках ведической религии. В Европу интерес к йоге принес Артур Шопенгауэр, на философию которого повлияли «Упанишады». Россия узнала о йоге еще до революции, когда в 1909–1914 годах в Санкт-Петербурге была издана «Йога-сутра» Патанджали. Позже театральный режиссер Константин Станиславский использовал упражнения йоги, направленные на развитие внимания, для подготовки актеров. Николай и Елена Рерихи в первой половине ХХ века систематизировали знания по агни-йоге.

В период хрущевской оттепели в 1963 году фантаст Иван Ефремов написал роман «Лезвие бритвы», из которого советские граждане узнали об основах философии йоги. В 60-х годах появился первый самиздат о йоге, в журнале «Сельская молодежь» начали выходить статьи о терапевтическом эффекте йоги. А в 70-х годах в СССР был приглашен создатель Центрального института йоги в Дели, наставник Джавахарлалу Неру и Индиры Ганди йогин Дхирендра Брахмарачи. В обстановке строгой секретности Брахмарачи внедрял техники йоги в программу подготовки космонавтов.

В конце 80-х в нашей стране появились первые организованные группы йоги, они проводили занятия на квартирах, а руководили ими самоучки, получившие знания через самиздат.

Научно-практический центр нетрадиционных методов оздоровления, организованный в 1989 году при Всесоюзном НИИ физкультуры Госкомспорта СССР, стал изучать эффективность йоги и организовал Первую всесоюзную конференцию по йоге, которую посетил сам Беллур Кришнамачар Сундарараджа Айенгар. Тогда же была учреждена Всесоюзная ассоциация йоги.

Параллельно с распространением йоги Айенгара в страну проникла кундалини-йога, ее развитие возглавил врач-нарколог Яков Маршак, внук знаменитого советского поэта. В 2000-х годах йога в России стала по-настоящему модной, хотя ее эзотерические аспекты для нашего мира так и остаются закрытой традицией. Может быть, это даже к лучшему?

Виды на гору счастья

В конце 80-х появились первые организованные группы йоги. Они проводили занятия на квартирах, а руководили ими самоучки, получившие знания через самиздат.

Или крестик снимите

Сегодня под термином «йога» подразумевают много вещей, которые йогой не являются. Это уже просто бренд. Можно встретить йогу лица, например, которая на самом деле является гимнастикой для лица. Даже гимнастика йогов, которая состоит из асан, не является собственно йогой. Йога, по Патанджали, — это непорождение вторичных мыслеформ или невозникновение флуктуаций ума, когда аналитический ум молчит и восприятие происходит напрямую, без буфера. В йога-центрах преподают по большому счету не йогу, а гимнастику. Это не хорошо и не плохо, просто так есть, и большинству людей нужна эта самая гимнастика. Люди не хотят высоких состояний, а хотят хорошо чувствовать себя морально и физически, продолжая успешно жить мирской жизнью.

Заниматься йогой как гимнастикой или исповедовать ее как философию — этот выбор оказывается критичным для людей, живущих в христианском контексте. Большинство православных священников не благословляют занятия йогой даже в виде гимнастики, зная, что чисто физический подход к йоге все равно меняет мировосприятие. Практика йоги всегда транслирует заложенную в нее духовную суть, и эта суть противоречит христианству.

«Я стала читать книги по философии и поняла, почему православные священники запрещают заниматься йогой: она устроена таким образом, что если уж ты начинаешь заниматься, то все равно придешь к философии. Нет другого пути» — это слова Ксении Собчак, которая практикует йогу более 12 лет.

Знаменитый апологет йоги француз Жан-Мари Дешане в своей книге «Христианская йога» заключил: «Цели индийской йоги — духовные. Можно приравнять к предательству забвение этого и сохранение только физической стороны этого духовного учения, когда люди видят в нем только средство достижения телесного здоровья и красоты... Искусство йоги заключается в том, чтобы погрузить себя в полное безмолвие, отбросить от себя все мысли и иллюзии; отвергнуть и позабыть все, кроме одной истины: сущность человека божественна; она есть Бог, об остальном можно только мечтать».

Казалось бы, вывод прост: для человека, считающего себя христианином, занятия йогой даже в качестве фитнеса становятся проявлением лицемерия. Но выясняется, что основная проблема не в нестыковке христианства с индуизмом или буддизмом, а в невежестве людей. Борис Гребенщиков, который практикует йогу 17 лет, с сожалением говорит, что у большинства населения «христианство на уровне того, что если церковь, они просто знают, что там крест наверху», а найти среди формальных христиан человека, который прочитал бы все четыре Евангелия, — большая удача. Так что, прежде чем открещиваться от йоги, стоит определиться, какое место в действительности занимает в жизни человека православная церковь. В любом случае йога не должна становиться поводом для агрессии или конфликта.

Виды на гору счастья
Виды на гору счастья

Чем сердце успокоится

Эксперты считают, что сегодня рынок уже насыщен йога-студиями, но из-за того, что многочисленные курсы продолжают готовить инструкторов йоги, некоторое время новые классы еще будут открываться. Перспективы у них не самые радужные.

— Тренерам-новичкам надо понимать, что йога начинает приносить деньги только через несколько лет после начала преподавания, — объясняет йога-тренер Виталий Литвинов. — А те, кто преподает некачественно, просто не выживают. Происходит естественный отбор: маленькие студии и преподаватели, которые не развиваются, однообразно проводят занятия, не позволяют ученикам расти, теряют клиентов. При этом спрос на йогу сохранится, ведь здоровье нужно каждому.

Виды на гору счастья

— Мы копируем Америку, правда, отстаем от нее лет на 20, — добавляет Татьяна Илларионова из Yoga Federation. — В Америке преподавателей уже больше, чем учеников. Уровень групп постепенно падает из-за того, что приходят новички, и из-за того, что мы стали смотреть в сторону гедонизма и красивых лосин. Начинает популяризироваться атрибутика, как в Америке. Но моя великая радость, что мы живем в России. Здесь много умов, которые стараются думать, анализировать. На йога-конференциях иногда присутствуют тренеры, популярные за границей. Однажды я пришла на семинар одного такого раскрученного иностранца. Он был с голым торсом и в джинсах, как рок-звезда. Под музыку делал асаны, какие-то выпады, называл это йогой, но фактически это была гимнастика. На первом занятии у него было 80 человек, на втором — уже 30, из тех, кто не дошел в прошлый раз, а на третьем было всего 5 человек. Один мастер при мне сказал ему: «Уезжай, не надо забивать русские умы американской профанацией». Я надеюсь, что мы сохраним хорошую йога школу и у людей всегда будет возможность заниматься с профессионалами.

Большинство православных священников не благословляют занятия йогой даже в виде гимнастики, зная, что чисто физический подход к йоге всё равно меняет мировосприятие.

Виды на гору счастья

1. ХАТХА-ЙОГА — древнее учение о физической и духовной гармонии, достигаемой с помощью физических средств воздействия на организм (диета, асаны), психических средств (медитация и концентрация внимания) и дыхательных упражнений.

2. ЙОГА АЙЕНГАРА основана в 1975 году йогином Айенгаром из Индии. Для нее характерно статичное выполнение асан с необходимыми опорами, а также индивидуальный подход к каждому практикующему.

3. АШТАНГА-ВИНЬЯСА-ЙОГА — динамичная и энергичная форма йоги, основанная в 1948 году индийцем Д. Паттабхи. Этот вид йоги развивает силу и гибкость, придает ясность уму и добавляет энергии.

4. ДЖИВАМУКТИ-ЙОГА (в переводе «душа, освобожденная при жизни») — западная школа йоги, основанная в 1989 году в Америке. Ее основу составляет практика виньяс (плавных переходов между асанами), изучение священных текстов, нада-йога (йога звука), бхакти-йога (преданность Богу), пение мантр и медитация.

5. БИКРАМ-ЙОГА (в переводе «горячая нога») — система, придуманная в 50-х годах прошлого века индийцем Бикрамом Чоудхури. Классическое занятие состоит из 26 асан, выполняемых в быстром темпе в течение полутора часов при температуре воздуха 37–40 °С.

6. КУНДАЛИНИ-ЙОГА была открыта западному миру в 1969 году Йоги Бхаджаном. Представляет собой систему упражнений, направленную на получение энергии кундалини из основания позвоночника с помощью регулярной практики медитации, пранаямы, комплексов асан и пения мантр.

7. УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЙОГА — школа, основанная украинцем Андреем Лаппой в 90-х годах прошлого века. Представляет собой совокупность известных направлений йоги: аштанга-виньяса, Айенгар-йога, тибетская гималайская йога, даосские стили, а также ряд авторских методик, которые не встречаются ни в одном другом виде йоги.

8. ЙОГА 23 — методическая система применения тренировочных техник йоги, созданная украинцем Андреем Сидерским в 2003 году. Йога 23 специально оптимизирована для современных условий западного социума, включает 23 комплекса упражнений пяти стадий сложности. Комплексы могут применяться для групповых тренировок, персональных программ, для инструкторов, а специализированные — для подготовки фридайверов, спецназа и даже космонавтов.

9. ТРАЙ-ЙОГА разработана американкой Кали Рэй, название означает триединство тела, ума и духа (бытия, сознания и блаженства). Трай-йогу называют «медитацией в движении». Подразумевается, что медитация осуществляется во время плавного перехода из одной позы в другую при одновременном выполнении дыхательных упражнений.

10. НИДРА-ЙОГА (йогический сон) — психотехника, разработанная в середине ХХ века индийцем Свами Сарасвати на основе древних йогических практик и современных знаний о работе мозга. Первоначально использовалась для устранения посттравматического стрессового расстройства у солдат, способствует снижению напряженности и беспокойства.

Виды на гору счастья

Борис Гребенщиков

занимается йогой Айенгара уже 17 лет. Выбор направления произошел случайно: книгу Айенгара The Illustrated Light On Yoga музыканту дал кто-то из знакомых. Своего учителя у БГ никогда не было, но он посещал индийские школы йоги и сверял книжные знания с практикой знаменитых учителей. Результат — хорошее самочувствие, непринужденный отказ от курения и множество отличных музыкальных композиций, например, «ПЕСНИ РЫБАКА».

Виды на гору счастья

Дженнифер Энистон

занимается йогой исключительно для поддержания физической формы. Ее звездный инструктор Мэнди Ингбер разработал специально для актрисы тренировку, сочетающую асаны с динамическими упражнениями и растяжкой.

Виды на гору счастья

Стинг

познакомился с аштанга-йогой в конце 80-х. Позже вместе с женой они увлеклись системой дживамукти, супруги практикуют ее каждый день. Стинг сумел увлечь йогой даже своих музыкантов: вместе они медитируют перед каждым концертом. «Можно сказать, что йога затормозила процесс старения. Сейчас я могу своим телом делать то, что даже не представлял возможным, когда был юным атлетом», — говорит Стинг.

Виды на гору счастья

Александр Васильев

из группы «Сплин» пришел в йогу через практику цигун. Попутно интересовался даосизмом, почерпнул там некоторые идеи о мироустройстве. Васильев делает йога-практику по утрам, пока спят домочадцы. Говорит, что йога помогает ему сохранять равновесие: «Я стремлюсь к тому, чтобы сохранять спокойствие и всегда быть близко к абсолютному нулю. Ни положительных, ни отрицательных эмоций...»

Виды на гору счастья

Ксения Собчак

занимается дживамукти-йогой не менее четырех раз в неделю. У нее есть опыт занятий хатхаи аштанга-йогой, йогой Айенгара. Начала занятия около 12 лет назад. Регулярная практика позволила Ксении решить проблемы с позвоночником и поддерживать отличную физическую форму.

Виды на гору счастья

Джордж Клуни

более 10 лет практикует бикрам-йогу. Он даже написал книгу «Правила слишком короткой жизни», которая в основном посвящена йогической практике. Основной принцип жизни актера: «Сегодня — самый подходящий день для радости».

Виды на гору счастья

Джулия Робертс

практикует раджа-йогу и находится уже на пятой ее ступени. С возрастом приоритет актрисы сместился с поддержания красоты и здоровья на сохранение внутренней гармонии.