Серийные любимцы

Эволюционировав из низкобюджетных мыльных опер, сериалы превратились в высококлассный кинопродукт. Интернет радикально поменял способ потребления этого продукта: зритель сам выбирает, что, когда и в каком объёме ему смот­реть. А потоковые сервисы, имея доступ к гаджетам своих пользователей, анализируют их реакцию и в дальнейшем снимают сериалы, обречённые на успех. Для разных групп зрителей производители находят свои истории и своих, привлекательных для конкретной аудитории героев: воинов или детективов, врачей или маньяков, женщин среднего возраста или оборотней в пубертате. Будущее — за нишевыми сериалами, убеждены эксперты. Интересно, как же устроен этот крючок, на который мы так надёжно попали?

ТЕКСТ: Ольга Волкова КОЛЛАЖ: Михаил Капралов

Сериалы

Наблюдать из укрытия

Североамериканская кабельная и спутниковая сеть НВО, потрясшая мир сериалами «Чернобыль» и «Игра престолов», еще в 70-х годах прошлого века ориентировалась на подписку и на контент, интересный конкретному зрителю. Переход к качественному телевидению часто связывают с сериалом НВО «Клан Сопрано», который в этом году празднует 20-летие. А в последние 10 лет производство сложных драматических историй, снятых на высоком уровне и затрагивающих актуальные социально-политические проблемы, стало общим трендом для всех производителей.
«Во всех сериалах, как и в массовой культуре в целом, есть определенные формулы, которые повторяются из раза в раз и считываются зрителем, — рассказывает преподаватель РГГУ культуролог Виктория Плужник. — Интересно видеть что-то знакомое, опознавать это в себе. Обновление сериальных формул происходит всегда с сохранением основного стержня, это залог сериального успеха. Повторение вещей, которые мы любим: определенное поведение персонажа, его особые шутки, крылатые выражения, определенные ситуации, в которые он попадает, а потом из них выпутывается, неизменность персонажа, доктора Хауса, например, или Шерлока Холмса, радует нас от серии к серии. И всякий раз прибавляется что-то новое, потому что без обновления, без некоторого эксперимента зрители не стали бы смотреть сериалы. Здесь важны оба компонента и их соотношение».
"Персонажи сериала выполняют ту же функцию, которую раньше выполняли персонажи романа, —объясняет писатель и сценарист, единственный российский член Гильдии писателей Америки, автор сценариев голливудских полнометражных фильмов Лилия Ким. — Они дополняют внутреннюю социальную стаю до числа Данбара (от 80 до 230 человек). Это количество людей, которое наш мозг эволюционно заточен пристально наблюдать: что они хотят, почему, зачем и что будет, если они это получат или не получат. Эволюционно для человека это вопрос жизни и смерти. Стаи приматов от 80 до 230 особей, но мы уже давно не живем такими большими стаями, а потребность следить за кем-то сохраняется.

Сериалы

Как менялись технологии распространения сериалов

1. У ГОЛУБЫХ ЭКРАНОВ СТРАНЫ

После Второй мировой войны телесериалы стали частью образа жизни среднестатистических американцев, собирая семьи по вечерам у телевизоров как у альтернативного домашнего очага. Прогрессивным шагом стало распространение цветного телевидения.

Сериалы

Сериалы помогают ставить на паузу изнурительный процесс анализа реальных социальных отношений в нашей реальной жизни, которым непрерывно занята наша дефолт-система мозга. Смотрение сериала, когда человек отключается от своей жизни на какое-то время и напряженно следит за перипетиями чужой, ставит на паузу собственную драматизацию по поводу реального распределения иерархии и ресурсов...
Сериалы — источник ролевых моделей, недоступных в реальной жизни. В хороших сериалах неизбежно будут главные герои, с которыми хочется разделить несколько часов своей жизни... Все любят разные сериалы и разных героев в этих сериалах. Потому что эмпатию у разных людей вызывают разные герои и ситуации. Если у человека в окружении нет никого, способного на то, о чем этот человек мечтает, то ролевую модель во всех нюансах и подробностях могут предоставить сериал или роман. А мозгу все равно, реальный это человек или нет«.

Американский историк и исследователь массовой культуры Джон Кавелти сделал вывод, что популярными становятся персонажи, которые разламывают существующие культурные нормы; трикстеры, ставящие под сомнение границы нормального. Это может быть талантливый, но асоциальный детектив или эстетствующий преступник. В историях о Ганнибале Лекторе или о Декстере главные герои — маньяки, но почему-то люди это смотрят. По мнению культурологов, секрет здесь в том, что мы живем в обществе с большим числом правил и норм, а подобные сериалы показывают пространство для выхода из системы, для высвобождения. Это может иметь и терапевтический эффект тоже. Как правило, в конце серии или в конце сериала все снова становится на свои места. Выйдя за пределы привычной нормы, может быть, ужаснувшись чему-то в сериале, зритель возвращается в нормальный мир с помощью других персонажей, которые оттеняют трикстеров.

«Уильям Индик в книге „Психология для сценаристов“ объяснил, что задача кинопроизводителей — изобразить на экране то, что происходит в твоем внутреннем мире, — говорит практикующий психолог, автор методики „Инсайт-интервью“ Александр Куваев. — Нужно разыграть конфликт, а потом его разрядить, и тогда тебе будет классно. Ты можешь испытать катарсис, заплакать, получить разрядку, и это могло бы быть формой психотерапии, если бы мы не были перегружены количеством этого контента, которое не успеваем переваривать. А кроме того, во многих проектах, например в „Игре престолов“, используется жесткая манипуляция. В этом сериале запускают одновременно десяток сюжетных линий, и прямо между сериями эти линии рвутся. Обрыв сюжета — это незакрытый гештальт, он мучает, мы хотим знать, что будет дальше. А если там сразу десять незакрытых гештальтов? И отказаться от просмотра очень сложно, потому что сериалы сейчас сделаны на великолепном уровне. Ты получаешь удовольствие и смысловое, и эстетическое, и эмоциональное. Другое дело, залипнешь ты в этом или нет».

Психологи подтверждают, что сериалы могут стать бегством от реальности. Ежедневное взаимодействие с живыми людьми приносит много дискомфорта, и, не желая повторения травмы, мы прячемся за экранами гаджетов. Индивидуализация и разобщенность затрудняют коммуникацию. Привычным стал формат соцсетей, которые погружают нас в виртуальное пространство и позволяют непрерывно наблюдать за чужой жизнью из своего укрытия.

«Возможность скачать сразу несколько сезонов сериала и провести все выходные за его просмотром приводит к своеобразной зависимости, — говорит Александр Куваев. — Но это не самое страшное. Плохо то, что многие чувствуют после этого угрызения совести. Можно было бы встретиться с друзьями, побегать, покататься на велосипеде, сделать уборку в доме, но я ложусь на диван и нажимаю кнопку „плей“. Сериалы становятся способом прокрастинировать. Прокрастинация — это внутренний конфликт, который порождает спазм на физическом уровне. Человеку нужно делать какие-то дела, но он избегает этого труда и, например, несколько часов подряд смотрит сериал. Вроде бы приятное занятие, а у него остается претензия к себе, внутренний голос его пилит».

Сериалы

2. ОТ ВИДЕОПРОКАТА ДО ДОСТАВКИ ФИЛЬМА НА ДОМ

Салоны видеопроката дали зрителям возможность смотреть любимое кино в любое удобное время, арендуя видеокассеты, а с 1990-х годов и DVD. Сайт Netflix с 1997 года позволил по интернету заказывать диски с фильмами на дом. В 2000-х благодаря новым технологиям стало возможно назначать просмотр фильма по телевизору на удобное время. За деньги, конечно.

Сериалы

3. СКРЕСТИТЬ ТВ С ИНТЕРНЕТОМ

По мере совершенствования интернета, когда его скорости стали позволять передавать видео без предварительной загрузки, в силу вошли стриминг-сервисы. За определенную ежемесячную оплату пользователи получили доступ к богатому телеконтенту. Приложение, в котором сосредоточена вся телевизионная продукция, стало возможно установить сразу на несколько гаджетов под одной учетной записью. В США сегодня работает около 200 провайдеров интернет-телевидения, один из самых масштабных — потоковый сервис Netflix, запущенный в 2007 году.

Киса Воробьянинов убивал драматичнее

Зато в интернет-сообществе всегда можно найти единомышленников, так же сильно погруженных в тот или иной сериал. Они поддерживают друг друга и дают горячий коллективный отпор неосторожным критикам, которых нет-нет да и угораздит усомниться в достоинствах проекта.



Например, поклонники «Игры престолов» образовали целую сетевую армию. Пока длился сериал, в интернете гремели жаркие споры о сюжете и вариантах его развития, порицались или приветствовались спойлеры, особенно как-нибудь замысловато обыгранные; на почве престоловедения десятками блокировались сетевые френды, да и реальным друзьям доставалась нешуточная доля агрессии за инакомыслие. А когда сериал подошел к концу, зрители вдруг сплотились: финал не понравился всем. Начался массовый отток подписчиков из НВО, поклонники подписывали петиции, требующие переснять финал, бывшие оппоненты просили друг у друга прощения, объединившись против общего врага — нерадивых шоу-раннеров, испортивших финал «Игры престолов».

«Киса Воробьянинов убивал Остапа драматичнее, чем Джон свою королеву в финале, который восемь лет готовили быть великой трагедией, — написала в „Фейсбуке“ сценарист Лилия Ким. — В финальном эпизоде вся эта махина, цунами напряжения, предчувствие великой трагедии, которое медленно нагревали с первой серии последовательно шесть первых сезонов по книгам Мартина, —эта глыба вдруг не ударяет, а просто рассыпается прахом трех абсолютно беспомощных сцен в нудных диалогах. Последовательно шесть сезонов подводили к великой трагедии в финале... И вместо этой трагедии все вдруг скатилось до уровня театра на площади. Вместо пика напряжения получился его пшик».

Series

4. НОЧНОГО НЕБА SVOD ДАЛЁКИЙ

SVOD, подписное видео по запросу (subscription video on demand), стоит дешевле, чем отдельная оплата за каждый просмотр фильма, и тем более дешевле, чем кабельное и спутниковое ТВ. SVOD позволяет подписаться на конкретную продукцию, без каналов, идущих «в нагрузку», как на кабельном ТВ. А еще зрители экономят на провайдере: в SVOD-сервисе он попросту отсутствует. Как бы широковещательные и крупные кабельные сети ни сопротивлялись удешевлению телепродукции, им приходится бороться и за зрителя, и за рекламодателей, поэтому многие из них развивают собственный SVOD-сервис.

Сериалы

Слово «пшик» стало основным резонансом финала «Игры престолов». Некоторые сетевые эксперты сочли, что таким образом создатели сериала осознанно и «грамотно слили колоссальное напряжение миллионов зрителей»: «Это напомнило шарик, который не лопается, а из которого постепенно выпускают воздух, и если смотреть с этой точки зрения, то авторы справились успешно, аккуратно поставив зрителей на ножки после полетов в невесомости».
«Мнение о том, как должен выглядеть финал, может различаться и у автора книги, и у сценариста, и у зрителей, — поясняет культуролог Виктория Плужник.
— В любом случае у зрителя остается пространство, чтобы дискутировать, как должно было быть, почему получилось вот так, что в этом интересного. „Игра престолов“ изначально давала зрителю большую свободу в выборе любимых персонажей и тех ценностей и политических установок, которые за ними стоят. По-настоящему отрицательных персонажей почти не было, можно было выбрать своего героя и соотноситься с ним. Мы прошли с героями длинный путь, и тут уже не могло быть единого правильного финала, для каждой группы поклонников этот финал разный. В этом специфика сериала — она вылилась в протесты, но в медиапроекте „Игра престолов“ это было предусмотрено».
В других проектах авторы прислушиваются к мнению зрителей более чутко: наблюдают за коммуникацией в интернете, за реакцией и комментариями, которые часто учитывают в новом сезоне. Например, в британском сериале «Шерлок», когда Шерлок Холмс вернулся после падения с крыши, авторы несколько раз обыгрывали фанатские версии того, как он выжил: рассказали одну историю, вторую, третью. При этом осталось непонятно, как в действительности это произошло. Но они сознательно заигрывали с фанатами, показывали, что читают их и прислушиваются к их мнению.

Сериалы

5. ВСЁ СВОЁ

Эксклюзивность — залог успеха. Netflix первым запустил производство собственных шоу, предлагая качественный контент за крошечную абонентскую плату, в 10–20 раз дешевле кабельного телевидения. При этом число их подписчиков стабильно растет и производство сериалов превращается в золотую лихорадку. За минувшие шесть лет количество сериалов, доступных американскому зрителю, выросло почти вдвое.

Сериалы

Сексуальный ликбез и президентство

Если вспомнить предтечу современных сериалов — латиноамериканские мыльные оперы, то они несли в себе выраженный воспитательный посыл. Учили нравственности, честности, культурным ориентирам и терпимости. Известно, что благодаря сериалам множество бразильской молодежи стало записываться на курсы ликбеза, а девушки массово шли учиться шитью, чтобы самостоятельно себя обеспечивать. Со временем педагогическая линия в сериалах ослабла. Вся культура ХХ века показала, что автор умер, и самое интересное, с чем можно работать, — это множественность интерпретаций. При этом в качественных западноевропейских и американских сериалах сегодня явственно звучат идеи толерантности. Это может быть связано со СПИДом, с расовыми, этическими проблемами. Например, недавно Netflix выпустил сериал Sex Еducation о проблемах британских школьников. Создатели проекта предлагают подростковой ауди­тории разговор о сексуальном просвещении, ведь не во всех странах на эти темы говорят в школах или в семьях.
Самым ярким образцом воздействия на сознание зрителей с помощью сериала выглядит сегодня комедийный проект «Слуга народа», вышедший в 2015 году и ставший одним из самых рейтинговых на Украине; на канале YouTube его посмотрели 98 млн человек. В 2017 году Netflix выкупил права на этот сериал, в мае 2019 года исполнитель главной роли Владимир Зеленский стал президентом Украины. Эксперты до сих пор спорят, что первично — идея о президентстве Зеленского или создание сериала. Ясно одно: через фигуру главного героя, приближенного к простому человеку, с обыденными личными проблемами, с незамысловатыми чертами характера, у создателей получилось выйти на общие социальные и политические проблемы; получилось создать идею иного общественного устройства.
«Сериалы часто работают с идеей конструкции другого мира, — говорит культуролог Виктория Плужник. — „Слуга народа“ предложил новую конструкцию, которая очень отозвалась в условиях современной России и стран СНГ. Мы не знаем, что было раньше: выход этого сериала или решение Зеленского участвовать в политике. Так же, как не знаем, что было в головах у людей, которые за него голосовали. Это нельзя воспринимать слишком серьезно. В нашем постмодерновом, очень игровом мире, когда в Америке президентом может стать бизнесмен Трамп, а на Украине им становится актер и комик Зеленский, важно понимать, что это своеобразный медиаэффект сложного многоформатного мира коммуникаций через разные формы массовой культуры, которые могут по-разному отражаться в политике и в других сферах. Пока мы не знаем, к чему это приведет.
Через иронию и сатиру над действительностью „Слуга народа“ показал людям альтернативу, которую может принести обществу симпатичный герой. И здесь тоже сработало соотношение себя с героем: персонаж Зеленского понятен и близок зрителю».
Сериалы оказываются актуальными для самых разных людей именно потому, что с их героями можно соотнести себя. Ситкомы предлагают большой спектр зачастую странных персонажей, возможно, неправильных, которые делают ошибки или странно себя ведут. Зритель узнает себя в этих странностях и в попытках выйти на условно правильный путь, как-то решить свои жизненные проблемы. На этом построены не только сериалы, но и реалити-шоу, телевидение в целом, пресса, сторителлинг — эти отрасли опираются на создание апелляции к чувствам людей, на эмпатию.
«Арка трансформации персонажа — это внутреннее путешествие героя, — объясняет сценарист и писатель Лилия Ким. — В каждой истории сценаристы дают герою цель и главный недостаток, который мешает ее достичь... Чтобы люди поверили в персонажа и следили за ним, как будто это живой человек, они должны видеть его изменение очень подробно. Люди вообще очень любят смотреть за процессами „было — стало“ в деталях. На этом построены все „шоу изменений“ — ремонт, наведение порядка, стиль. Ролики, где быстро показывают процесс превращения пня в стол, — это самый сильный привлекатель внимания».

Сериалы

6. ПРОБУЖДЕНИЕ IT-КОМПАНИЙ

Чуя прибыль, IT-компании намерены осваивать кинорынок. Amazon, Google, Facebook Watch, Apple готовы производить соответствующий контент. Тем более Apple и Google имеют возможность принудительно устанавливать на свои гаджеты ТВ-сервис и напрямую поставлять потребителю свой продукт.

Сериалы

7. ДОРОГО И СЕРДИТО

Производство сериалов продолжает дорожать, поэтому крупные производители не смогут полностью удовлетворить зрительский спрос. А это значит, что количество игроков на этом рынке будет расти. Число SVOD-подписок сравняется с числом телевизионных каналов. Эксперты ожидают, что вскоре интернет-сервисы сольются с традиционным телевидением в единый видеосупермаркет .

Слом границ

Любовь к длинным историям с продолжением воплощается в неслабеющем интересе к реальной британской королевской семье. Ее история, традиции и пренебрежение ими, взаимоотношения членов монаршей фамилии, их романы, ссоры, свадьбы, рождение детей веками остаются предметом внимания миллионов. Эти традиции составляют основу сериальной культуры. Поэтому сериалы переплетены и с кино, и с реалити-шоу, и с интернетом, в котором повторяющиеся элементы воспроизводятся через многократно обыгрываемые мемы. Сериалы останутся востребованными, меняться будут их технические и режиссерские решения.

«Сегодня происходит совмещение разных форм медиакультуры, — говорит культуролог Виктория Плужник. — Netflix недавно показал новые серии „Черного зеркала“, в котором использована технология выбора сюжета. Зритель выбирает один из двух вариантов развития действия, и оно разворачивается дальше. Соответственно, авторы снимают намного больше материала, его монтируют так, что история может двигаться в разных направлениях. Это очень большая работа, но при этом они играют со зрителем в иллюзию того, что он может повлиять на сюжет. В дальнейшем сериалы будут развиваться в сторону совмещения с компьютерной игрой, с виртуальной реальностью, с интернет-культурой».

Есть много экспериментов, когда ломаются границы между тем, что мы смотрим как сериал, и тем, что видим в реальности. На британском ТВ выходил проект, в котором стандартная серия, показывающая какую-то историю, вдруг обрывалась, зритель видел черный экран и слышал объявление: «По техническим причинам мы не можем показать эту серию». И это было элементом шоу. Границы неустойчивы, потому что выход к массовому зрителю и к большим рейтингам порой происходит спонтанно. Например, никто не ожидал, что «Игра престолов» станет народным хитом. Эксперты предсказывают, что подобные масштабные сериалы пойдут на убыль, а будущее останется за нишевыми проектами. Посмотрим, оправдается ли этот прогноз в 2021 году, когда выйдет «Властелин колец».

Сериалы

Самые популярные сериалы мира

Сериал Годы Страна Жанр Рейтинг на IMDB.com

01. «Игра престолов» 2011–2019 США Фэнтези 9,4
02. «Во все тяжкие» 2008–2013 США Криминал 9,4
03. «Прослушка» 2001–2008 США Криминал 9,3
04. «Клан Сопрано» 1999–2007 США Криминал 9,1
05. «Шерлок» 2010 Великобритания Детектив 9,1
06. «Сумеречная зона» 1959–1964 США Ужасы 9,0
07. «Светлячок» 2002–2003 США Фантастика 9,0
08. «Настоящий детектив» 2014 США Детектив 9,0
09. «Фарго» 2014 США Криминал 8,9
10. «Махабхарата» 1988–1990 Индия Исторический 8,9
11. «Черное зеркало» 2011 Великобритания Фантастика 8,9
12. «Монти Пайтон:
летающий цирк» 1969–1974 Великобритания Комедия 8,8
13. «Друзья» 1994–2004 США Комедия 8,8
14. «Дуракам везет» 1981–2003 Великобритания Комедия 8,8
15. «Сайнфелд» 1989–1998 США Комедия 8,8

Эволюция сериалов

Истории сериалов почти 90 лет. Как они эволюционировали от мыльных опер до высокотехнологичного современного кинопродукта? Что мы смотрели в прошлом веке, бросив все дела в прайм-тайм, и чем радуем себя ночи и выходные напролЁт, теперь уже выбирая удобное время и место? Каких героев мы любили все эти годы и кто поражает наше воображение сегодня?

Сериалы

1930-е годы. На американском радио появляются долгоиграющие мыльные оперы — передачи, состоящие из последовательных эпизодов и получившие свое название благодаря рекламе моющих средств, транслируемой во время эфира. Очень быстро мыльные оперы перекочевали на телевидение. Характерные их черты: рекап, то есть сокращенный повтор показанного материала, в начале каждой серии, а в конце — клиффхэнгер, то есть обрыв повествования, заставляющий зрителя ждать продолжения
1949 год. Радиошоу «Одинокий рейнджер», транслировавшееся в 1933 году на детройтской станции WXYZ, трансформировалось в телесериал об индейцах. Восемь лет раз в неделю «Рейнджера» ждали у каждого американского телеэкрана. Позже прадедушка современных сериалов был показан в Европе и реинкарнирован в комиксах, романах-вестернах и кинофильмах, последний из которых вышел в 2013 году.
1976 год. Бразильский сериал «Рабыня Изаура», в оригинале состоявший из 100 серий, а в международном прокате представленный 30, захватил весь мир. В 1988 году 15 серий
о злоключениях бедной, но гордой девушки взорвали Советский Союз.

Сериалы

1979 год.
Вслед за «Изаурой» всенародную любовь заполучила бразильская 248-серийная картина «Богатые тоже плачут». В СССР сериал вышел в 1991-м, а через год исполнительницу главной роли Веронику Кастро встречали в Союзе как национальную героиню. Изаура и Марианна проторили дорогу на советский рынок другим латиноамериканским сериалам, таким как «Просто Мария» (1989 год) или «Тропиканка» (1994 год).
1984 год.
Голливуд решил не отставать от латиноамериканских конкурентов и снял 2137 серий «Санта-Барбары» о жизни богатой семьи Кэпвеллов, которую на канале NBC транслировали девять лет подряд.
1994 год.
На канале NBC 10 лет транслируется сериал «Друзья» о шестерых молодых американцах, признанный одним из лучших комедийных сериалов американского телевидения и получивший шесть премий «Эмми» и премию «Золотой глобус». Премьерный эфир финального эпизода сериала смотрели 52,5 млн человек.

Сериалы

1998 год. Канал НВО подарил женщинам мира комедийно-драматический сериал «Секс в большом городе» — о феминизме, безопасном сексе и беспорядочных связях, сексуальной ориентации и роли женщины в современном обществе. История четырех подруг за 30 получила семь премий «Эмми», восемь премий «Золотой глобус» и 11 премий Гильдии киноактеров.
2008 год. Новое слово на рынке телевизионных проектов сказал кабельный канал АМС, чей сериал «Во все тяжкие» побил все рекорды просмотров, получил 16 премий «Эмми», два «Золотых глобуса», пять премий Гильдии кино­актеров США и множество других наград. Криминальная драма, черная комедия, триллер и современный вестерн — сочетание этих жанров в одном продукте сломало все зрительские шаблоны и открыло новую эру в создании массовых телевизионных проектов.
В конце 2000-х сериалы становятся гораздо дороже. В них снимаются голливудские звезды, используются дорогие декорации, высококачественная техника, высокотехнологичная компьютерная графика. Хорошие авторы сериалов, шоу-раннеры, которые управляют всем проектом, теперь высоко оплачиваются. Важный момент — нарушение этических табу. Насилие, брань, черный юмор и откровенные сцены больше не подлежат цензуре и вовсю транслируются в сериалах.
2010 год. Канал АМС после провокационного проекта «Во все тяжкие» продолжил свой успех с помощью постапокалиптического сериала «Ходячие мертвецы», 10-й сезон которого назначен на октябрь 2019 года.

Сериалы

2011 год. Самый рейтинговый сериал за всю историю телепроектов принадлежит кабельному каналу НВО. Фэнтези-драма «Игра престолов», финишировавшая в мае 2019 года, оказалась самым крупнобюджетным проектом американского телевидения и получила множество премий, в том числе 38 «Эмми». Вокруг сериала возникло общемировое фан-сообщество, а жаркие споры вокруг финала сериала и его возможных спин-оффов, то есть сюжетных ответвлений, не утихают до сих пор.
2013 год. Американская развлекательная компания Netflix, начавшая самостоятельное производство сериалов, становится лидером по количеству подписчиков по всему миру. Netflix дебютировала в стриминг-сервисе комедийно-драматическим сериалом о жизни в женской тюрьме «Оранжевый — хит сезона», а закрепила успех проектом «Карточный домик» об интригах в кулуарах Белого дома. Теперь Netflix с огромной скоростью производит сериалы для самых разных аудиторий — комедийные, научно-фантастические, подростковые.
2020 год. Сервис Amazon победил Netflix в борьбе за право на создание сериала по роману «Властелин колец». Это стоило компании $250 млн, а общий бюджет производства составит $1 млрд. Премьера культового сериала назначена на 2021 год.