Оставаться самим собой

Актёр Константин Хабенский, бренд-амбассадор марки Audi в России, в последние годы активно участвует в работе созданного им благотворительного фонда. Это не мешает ему реализовывать новые творческие проекты.

ИНТЕРВЬЮ: Фёдор Александров, Анастасия Каменская. ФОТО: Станислав Алексеев

Юлия Высоцкая

Давайте начнем наш разговор с наболевшего. Бог даст, и пандемия закончится. Пока понятно, что люди выйдут из нее как минимум с изрядными материальными потерями. Все, вероятно, потеряют. Уже сейчас видно на примере телевещания, что новых сериалов практически нет, крутят старое... А что будет с кинематографом? Со съемками фильмов и с кинотеатрами? Как думаете вы?

Думаю, что когда ситуация станет полегче и все мы выйдем из карантина, то начнем доснимать то, что остановилось: возобновлять съемочный процесс, готовиться к новым проектам. Возможно, уже будут другие бюджеты, но, мне кажется, работа будет продолжаться. Кинотеатры начнут работу, все постепенно пойдет на лад. Начнем восстанавливаться после этой пандемии.

Отношение Константина Хабенского к сериалам вообще какое? Вот, например, скорость снятия сериалов сейчас порой рекордная — это правильно?
У меня к сериалам хорошее отношение. Сейчас сериалы выходят на первый план. Сегодня это порой настолько интересные и необычные многосерийные истории, что даже те актеры, которые раньше считали для себя зазорным сниматься в этом жанре, изменили свое отношение. Скорость снятия? Ну, каждый снимает так, как хочет и как умеет. Можно снимать сериал годами, а можно за один день. Главное — чтобы это было интересно и было принято зрителем. Еще, конечно, важна тщательность подготовки. Если все хорошо подготовлено, то скорость может быть какая угодно.

Не можем не спросить про «Метод». Не спрашиваем про Родиона, узнаем у вас про продолжение. Будет?..
Сериал уже снят. И сейчас либо уже должен быть собран, либо собирается, монтируется и доводится до ума. Когда будет показан? Это вопрос не ко мне, а к продюсерам и к Первому каналу.

Почему мало высококачественных отечественных сериалов? Нет сценариев, не хватает режиссеров, мало актеров?
Я не очень слежу за всеми сериалами, поэтому не могу ответить, мало их или много. Мне кажется, что их достаточно, они разные... Хорошие актеры и режиссеры никуда не ушли, они присутствуют. Вот кризис сценарный — он как был, так и есть. Хорошие истории — на вес золота.

Вы дошли до возраста, в котором можно позволить себе говорить: «Нет, ну в мое время было лучше...»? Если серьезно, актерская молодежь сегодня какая? Получаете удовольствие от общения и совместной работы?
Молодежь у нас прекрасная. Грех жаловаться, что нет молодых ребят, которые были бы интересны, энергичны, фантазийны и при этом честны в профессии. Я считаю, что у нас уже готова прекрасная актерская смена. Прошлым летом мы снимали фильм «Огонь», и я практически находился в молодежной сборной, при этом получал удовольствие от общения и от подхода к делу моих коллег.

Константин Хабенский

«Не всегда получается учиться хорошему, иногда учишься и плохому, но это тоже момент обучения.»

Если это не легенда, то у Гагарина в бумажнике лежало фото Королёва. Был в вашей жизни человек, сделавший для вас так же много, как Королёв для Гагарина, и оказавший влияние на вашу судьбу? Есть ли актер, игру которого вы приводите в пример в том числе самому себе?
Ну, вот такой фотокарточки или какого
то подобного амулета я не ношу с собой. Потому что в моей профессиональной жизни было и есть очень много важных для меня людей. Начиная от мастера Вениамина Михайловича Фильштинского и его команды и заканчивая очень многими актерами, режиссерами, музыкантами, которых я встречаю. Они продолжают оказывать влияние на мое мироощущение, на подход к профессии, правильность выбора темы. Кого-то одного я не могу привести в пример, но наш мастер всегда нам говорил: «Продолжайте учиться. Не бойтесь продолжать учиться». Я стараюсь это делать. Не всегда получается учиться хорошему, иногда учишься и плохому, но это тоже момент обучения. И в пример себе привожу много актеров: и то, как надо работать, как выбирать тему, как относиться к жизни. Некоторых из них, к сожалению, уже нет с нами, но, прислушиваясь к их мнению, я набирал свой жизненный и актерский багаж. Конечно, важно стараться оставаться самим собой. Не быть клоном или калькой другой, пусть даже и мощной личности.

Говорят, некоторые актеры готовы отказаться от дорогого, но скучного проекта в пользу малобюджетного, но интересного им по какой-либо причине (режиссер, партнеры, сама роль, место съемки и так далее). Вы можете вспомнить такую ситуацию с собой? Когда гонорар уходил на второй план или вообще не имел значения?
Не буду называть конкретные примеры, но скажу так: конечно, были такие случаи, есть и, думаю, будут. Финансовые блага, связанные с тем или иным проектом, порой уходят на второй план из-за того, что возникает предложение от очень интересного режиссера с очень интересным материалом, но менее привлекательное материально. Это нормально. Конечно, тут не все так однозначно, порой за тобой стоят люди и обстоятельства, связывающие тебя материально, но когда возможность есть, творчески интересный материал перевешивает и выходит на первый план.

Что для вас амбассадорство? Хорошо, если люди будут ассоциировать вас с тем предметом, услугой или явлением, которое вы представляете? Что вы не готовы представлять ни при каких обстоятельствах?
Если люди будут ассоциировать тебя как актера с каким-то предметом, услугой или явлением, которое он представляет, это не совсем правильно. Руки у актера не должны быть чем-то связаны. Выходя на сцену или появляясь на экране, он не должен вызывать у публики воспоминания о пиве, банке, туалетной бумаге, чипсах и тому подобном. Всего должно быть в меру, и если есть возможность что-то прорекламировать или стать другом бренда, то это участие должно быть очень выверено в процентном соотношении с основной профессией. Поэтому я не готов представлять что-то, что перевесит и будет идти вразрез или мешать основной профессиональной деятельности.

Все мы довольно много времени проводим в машине, в пути. И проводим его по-разному. Кто-то за рулем любит петь, кто-то слушает подкасты и аудиокниги. Некоторые считают, что это время тишины и расслабления (насколько в условиях дорог это возможно, конечно). Что предпочитаете вы?
Песни не пою. Аудиокниги тоже не слушаю, потому что предпочитаю читать. У меня довольно, мне кажется, развитая фантазия, чтобы представлять, что происходит и как происходит в описанной ситуации, а не слушать голос, даже знакомых мне ребят, потому что это немножко ограничивает меня. Да, наверное, это действительно зона какого-то релакса, осмысления, для меня это еще зона репетиций, где я могу подумать, как здесь, в этой сцене, лучше всего сделать. Может быть, даже какого-то «вспоминания» текста для предстоящего спектакля. Это зона, когда мне не задают вопросы, когда нет желающих сфотографироваться. Это зона, когда я могу позвонить своим близким людям, просто пообщаться.

Константин Хабенский

«До этого целых семь лет проездил на Audi Q7 и до сих пор о нем вспоминаю как о своём любимом большом дельфине.»

К автомобилям тоже все относятся по-разному. Для одних это средство передвижения, которое должно быть мобильным и быстрым, для других — возможность выразить себя. Для третьих, может быть, даже друг, сообщник. Как у вас?
Автомобиль, так как ты с ним довольно долго общаешься, должен быть партнером. Тебе должно быть приятно к нему подойти, с ним взаимодействовать. Роль играют не только двигатель, например, но форма и цвет тоже.

А вы помните, как начиналась ваша история с автомобилями Audi?
Очень давно, еще когда я жил и работал в Санкт-Петербурге, у меня появился автомобиль Audi. Это была старая модель, ее звали в народе «бочка». Купил я ее как-то очень быстро, ночью, тогда еще можно было так быстро все это организовать и «перекинуться». Прошли годы, и сейчас я езжу на Audi Q8, она мне очень нравится, стильная машина. А до этого целых семь лет проездил на Audi Q7 и до сих пор о нем вспоминаю как о своем любимом большом дельфине. Есть такой дельфин — белуха, он похож на диван. Те, кто пробовал с дельфинами общаться, понимают, о чем я говорю: это такой диван плавучий. Вот у меня было полное ощущение, что семь лет я общался с этим дельфином, в котором мне комфортно. Всегда, когда садился в него, понимал, что здесь я дома.

Артист и власть — тема, имеющая сегодня большой общественный резонанс. У вас с властью какие отношения?
Если я представляю наш медицинский благотворительный фонд, который помогает детям бороться с онкологией головы, это одна история. Тут с властью у нас рабочие отношения, потому что будет, мягко говоря, неправильно, если благотворительность вдруг станет работать отдельно от структур государства. Мы с властью стараемся помочь тем, кто оказался в беде, совместно. Что касается артиста и власти... Не должно быть между ними особых отношений. Да, власть приходит в театр или кинотеатр и смотрит на артиста, но поля их деятельности совсем разные. Бывает, что артист вступает в государственную должность и берет на себя обязательства. Тогда начинаются деловые взаимоотношения. Судить сложно, потому что у меня такого нет. Я просто артист.