Жар-птица

Выдающийся талант и неукротимая воля позволили Мисти Коупленд (Misty Copeland) стать первой афроамериканской примой-балериной в истории престижного Американского театра балета. Для поклонников марки Audi она является замечательным примером мужества и целеустремлённости.

Аарон Хиклин (тeкст)

Жар-птица

Как чернокожей американской девушке из бедной семьи стать самой известной балериной своего поколения?

На этот вопрос у Мисти Коупленд, первой афроамериканской примы-балерины за всю 75-летнюю историю престижного Американского театра балета, есть простой ответ: никогда не сдаваться. Танцевать, постоянно работать над собой, снова танцевать, добиваясь совершенства. И никогда не останавливаться на достигнутом. Для девочки из городка Сан-Педро, что в Южной Калифорнии, балет был чуждым миром. Все резко изменилось после встречи с Синди Брэдли, учительницей танцев в местном клубе Boys & Girls. Сама Брэдли называет эту встречу магической. Она хорошо помнит тот день, когда Мисти впервые пришла на одно из ее занятий. Сначала она застенчиво наблюдала за другими детьми, но потом... «Я коснулась ее ступни, и с этого момента началась совершенная магия, — вспоминает Брэдли. — Я почувствовала в ней что-то необычайно особенное. Она ведь раньше никогда не танцевала! Такие моменты не забываются». Для Коупленд ее первые шаги по истертым доскам танцевального зала были сродни чудесному превращению. «Я сразу поняла, что это мое, — говорит она,вспоминая то время. — Впервые я почувствовала себя красивой. Отражение в зеркале говорило мне: ты выглядишь как настоящая балерина». На танцевальной площадке Коупленд чувствовала себя как никогда свободной — разительный контраст с ее жизнью в тесном доме вместе с пятью братьями и сестрами и постоянно усталой, вечно раздраженной матерью. В какой-то момент они переехали в квартиру, принадлежавшую сожителю матери. Все шестеро детей спали в гостиной. Местом уединения для Мисти стал шкаф, в котором она часто пряталась часами. «Это был вовсе не роскошный гардеробный шкаф размером с комнату, — уточняет она. —Я сидела в тесном пространстве, слушала музыку и играла в карты сама с собой». Позже семья жила в номере мотеля, что стало настоящим испытанием для ежедневных упражнений Мисти. «Я танцевала в ванной комнате или перед дверью. Экспериментировала и повторяла все, что запомнила на уроках балета». Сказочное восхождение Мисти к вершинам славы стало для миллионов ее соотечественников примером воплощения американской мечты. В клубе Boys & Girls висит картина, на которой Коупленд изображена в полном одиночестве, сидя, сжавшись в комок и опустив голову на колени. Фигуру девушки обрамляют слова «мучение», «боль», «страдание», «нужда» и «отторжение», напоминающие зрителям о ее долгом восхождении к славе. На другой картине Коупленд исполняет пируэт. Она похожа на танцовщицу, которая освободилась из музыкальной шкатулки, а вокруг ее головы кружится хоровод из нот. Рядом красуется табличка с надписью: «Великие карьеры начинаются здесь». Мисти Коупленд — пример для подражания для звезд завтрашнего дня. Это девушка, которая вышла из ниоткуда и достигла небывалых высот, встав на пуанты. «Меня часто спрашивают, как я отношусь к тому, что меня называют чернокожей балериной, — говорит она. — Если честно, я ничего не хочу менять. Сейчас все мы живем в обществе, где обращают внимание на цвет твоей кожи».

Жар-птица
Жар-птица

Прима-балерина — это ведущая солистка балетного ансамбля. Она исполняет главные партии в постановках и обладает незаурядным талантом. Мисти Коупленд стала примой в 2015 году в возрасте 32 лет.

«ВПЕРВЫЕ Я ПОЧУВСТВОВАЛА СЕБЯ КРАСИВОЙ»

Американский театр балета в Нью-Йорке основан в 1939 году и входит в число трех лучших балетных коллективов США. Труппа выступает в знаменитом театре «Метро политен-опера», в репертуар которого входят такие классические балеты, как «Лебединое озеро», а также современные постановки.

Жар-птица

35-летняя Мисти Коупленд, первая афроамериканская прима-балерина в истории престижного Американского театра балета (основанного в 1939 году), родилась в 1982 году в Канзас-Сити, штат Миссури, жила в Сан-Педро, Калифорния, в условиях крайней бедности. Ей приходилось ютиться в одной комнате вместе с пятью сводными братьями и сестрами. Когда в мае 2015 года Мисти Коупленд появилась на обложке журнала Time и, по версии издания, вошла в рейтинг 100 самых влиятельных людей мира, слава о ней мгновенно вышла за пределы мира балета. Участие в рекламной кампании американского производителя спортивных товаров Under Armour лишь добавило ей популярности. Недавно компания Estée Lauder назвала ее лицом новых духов Modern Muse.

Мисти Коупленд исполнила в Американском театре балета свою первую главную партию в 2012 году. Тогда она блистала в «Жар-птице» Игоря Стравинского (на фото) и произвела неизгладимое впечатление на зрителей и критиков. С тех пор «Жар-птица» стала ее визитной карточкой, а своим выступлением в 2016 году в этой постановке она вновь восхитила ценителей балета.

Жар-птица

«ТРУДНО ДОБИТЬСЯ УСПЕХА В МИРЕ БАЛЕТА».

История восхождения Коупленд показательна для черных и белых, для мужчин и женщин: никогда и никому не позволяйте отвлекать вас от движения к заветной цели. Мисти Коупленд было 13 лет, когда она станцевала свои первые балетные па. Случилось это намного позже, чем у большинства дебютанток балета. Тем не менее самоотдача и настойчивость помогли ей реализовать страстное желание попасть в труппу Американского театра балета, где в 2015 году она стала примой-балериной. Три года назад ее карьера оказалась под угрозой: вскоре после дебюта в главной роли в балете Стравинского «Жар-птица» ей поставили диагноз «шесть усталостных переломов берцовой кости». Затем последовали семь долгих месяцев физиотерапии. На тот момент о возвращении на сцену не могло быть и речи. Кто-то, возможно, и смирился бы с судьбой, но Коупленд не сдалась, а упорно работала, чтобы вновь встать на пуанты. Она использовала специальную технику, которая позволила ей продолжать тренировки, лежа на спине, не нагружая при этом ступни и ноги. «Силу гравитации никто не отменял, — кратко объясняет Коупленд. — На спине можно работать плавно и очень точно». Однако жизненные испытания делают ее только сильнее. «Трудно добиться успеха в мире балета, — признается она. —Надо быть сильной и жесткой. Мне кажется, что из-за своего детства я лучше, чем многие девушки из богатых и привилегированных семей, подготовлена к этому». И вот свершилось! В прошлом году Коупленд как ни в чем не бывало вернулась в «Жар-птицу». За это время она успела написать мемуары, взять интервью у Барака Обамы и разработать одежду для балерин, которые физически не соответствуют неестественно стройному идеалу. «Мне хотелось разработать изящную одежду для обычных женских фигур, — поясняет она. — Раньше я была полненькой, и мне было очень неприятно, особенно в подростковый период, носить неудобную одежду в балетной студии». В конце декабря 2015 года Мисти Коупленд посетила свой родной город. Произошло это по особому случаю: на торжественной церемонии мэр Сан-Педро открывал памятную доску в честь переименования перекрестка 13-й улицы и Пасифик-авеню, что напротив танцевальной школы Синди Брэдли, в площадь Мисти Коупленд. На улицах толпились дети, которым хотелось увидеть своего кумира поближе. Здесь же присутствовала Синди Брэдли, которая едва сдерживала слезы, говоря о «прекрасной тихой девушке с большим сердцем», прочно вошедшей в ее семью. Мисти Коупленд поблагодарила Синди, ее мужа и сына за то, что они сделали ее тем, кто она есть сейчас, открыли ей мир балета и «дали шанс изменить не только свою жизнь, но и жизнь многих других афроамериканских девочек». //

Жар-птица