Спортивные итоги 2019 года таковы: гоночные Audi триумфально завершили сезон DTM и стали бронзовым призёром чемпионата Formula E сезона 2018/19.
Впрочем, обо всём по порядку.

Турботриумф

У большинства населения земного шара эти три буквы — DTM — не вызывают немедленных ассоциаций, как другие, знаменитые аббревиатуры: ABT, КГБ, ДМБ, BBC или ОРЗ. Но в Германии знают: это синоним отличных автогонок — сверхплотной борьбы, лучших пилотов и спорткаров самых престижных брендов.
Вот уже более 30 лет немецкий чемпионат DTM остается одним из самых престижных и конкурентных гоночных первенств в мире. Знатоки вспомнят, что в начале 90-х марка Audi задала здесь жару, пойдя против привычных в автоспорте клише.
44_audi-sport_am0419-01.jpg
Крупные представительские седаны Audi V8 странно выглядели на фоне легких и юрких BMW M3 и Mercedes 190E с высокооборотными четырехцилиндровыми моторами. Но сочетание могучего мотора V8 3.6 мощностью около 420 л. с. и полного привода quattro стало выигрышной комбинацией. Два года подряд гонщики «четырех колец» становились чемпионами: в 1990-м — легендарный Ханс-Йоахим Штук, в 1991 году — его коллега Франк Биела.

С тех пор чемпионат успел пережить и упадок, и перерождение в начале 2000-х. И сейчас конкуренция даже выше, чем в «золотую эру» DTM. В серии выступают лучшие профессиональные гонщики со всего мира. Марку Audi представляют трое победителей «24 часов Ле-Мана» — Майк Рокенфеллер (Германия), Лойк Дюваль (Франция) и Рене Раст (Германия), а еще англичанин Джейми
Грин, бразилец Пьет­ро Фиттипальди (внук двукратного чемпиона «Формулы-1» Эммерсона Фиттипальди), южноафриканец Джонатан Абердин плюс швейцарец Нико Мюллер и голландец Робин Фряйнс.
й
46_audi-sport_am0419-01.jpg
Но вот автомобили изменились до неузнаваемости, и дело не только в техническом прогрессе за последние 30 лет. Это раньше гоночные машины в DTM создавались на базе серийных: за основу брали обычный стальной кузов, мотор с конвейера, а потом все дорабатывали для спорта. Сегодняшние правила таковы, что Audi RS 5 DTM при всем внешнем сходстве с обычным Audi RS 5 не имеет ничего общего с серийной машиной, как и его конкуренты.
Организаторы чемпионата называют болиды DTM самыми быстрыми кузовными машинами на свете, что не совсем так. Они действительно очень быстры: максимальная скорость превышает 300 км/ч. Но вот кузова как такового нет!
46_audi-sport_am0419-02.jpg
Основа сегодняшнего болида DTM — углепластиковый монокок: сверхпрочная капсула, внутри которой сидит пилот. Спереди к монококу жестко крепятся двигатель и передняя подвеска, сзади — секвентальная коробка передач Hewland и задняя подвеска, сверху прикручивается прочный каркас безопасности из стальных труб. А кузов? Вместо него — легчайшая углепластиковая кожура, обводы которой повторяют серийную машину. Полный привод quattro в DTM теперь невозможен, все машины только заднеприводные. По конструкции эти машины ближе к «формулам», чем к обычным автомобилям.
Несмотря на высочайший класс серии, в DTM уже несколько лет ничего не менялось. Таково было сознательное решение организаторов: техническую начинку заморозили ради снижения затрат. А могучие атмосферные моторы V8 4.0 мощностью около 500 л. с. и вовсе уходили корнями в начало 2000-х.
й



Но в этом сезоне серию DTM ждала серьезная реформа. Несколько лет назад было решено, что команды перейдут на четырехцилиндровые турбомоторы, более легкие и мощные. А параллельно ввели новую аэродинамику — с односекционным антикрылом и другим, менее эффективным оперением. Тем самым автомобили из чемпионата DTM сблизили с техникой японской серии Super GT: организаторы планируют проводить совместные гонки.
Правда, из-за этих перестановок DTM покинул Mercedes-Benz, но производителей по-прежнему три: это Audi, BMW и Aston Martin, пришедший на смену Mercedes.
Разработка нового турбомотора оказалась непростой задачей. Проектная мощность двухлитрового четырехцилиндрового двигателя составляла 600 л. с., то есть по мощности на один цилиндр он должен был превзойти агрегаты «Формулы-1».
При этом, как и в «Формуле-1», правила ограничивают расход топлива. А это значит, что конструкторам пришлось очень мудрить, чтобы обеспечить высокую мощность при работе мотора на бедной смеси. «С таким рабочим процессом любая шероховатость выведет мотор из строя за секунды. Особенно чувствительна турбина: если температура пошла вверх, сделать практически ничего невозможно!» — рассказывал главный моторист Audi Sport Ульрих Барецки.
К счастью, у конструкторов Audi Sport было вдоволь времени: над новым мотором они работали с конца 2014 года. Сперва в виртуальном виде — с компьютерной симуляцией, потом на стенде с опытным одноцилиндровым двигателем, а под конец уже с настоящим четырехцилиндровым мотором. Для сравнения: на создание первого гоночного турбодизеля для «24 часов Ле-Мана» у них ушло 30 месяцев.
Получившийся двигатель весит 85 кг (против 148 кг у прежнего V8 4.0), имеет режим push-to-pass для кратковременного повышения мощности на 30 л. с. И, как требуют правила, выдерживает весь гоночный сезон без всякого ремонта, а это около 6 тыс. тяжелейших «боевых» километров.
Иначе как триумфом Audi первый сезон с новым турбомотором и не назвать. Мало того, что Рене Раст из команды Audi Sport Team Rosberg стал чемпионом. Так Audi выиграла зачет марок досрочно, за два этапа до окончания сезона! Подобного доминирования в новейшей истории DTM еще не бывало: Раст одержал победу в 7 гонках из 18, а в общей сложности пилоты Audi брали золото в 12 гонках. И это в суперконкурентном чемпионате, где в одну секунду в квалификации укладывается по 10–12 гонщиков!
Кстати, в 2020 году россияне смогут увидеть соревнования серии DTM вживую. В прош­лом немецкий чемпионат уже гостил у нас. В период с 2013 по 2017 год соревнования проходили на подмосковной трассе Moscow Raceway. А в новом году команды DTM пожалуют на свежепостроенный автодром под Санкт-Петербургом. Гонки состоятся в последние выходные мая.
й

Гонки высокого напряжения

Когда в 2015 году новый электромобильный чемпионат Formula E приехал в Москву, я не мог пропустить это событие и отправился к Кремлю. Болиды бесшумно проносились прямо по набережной Москвы-реки, улице Варварка и Васильевскому Спуску. Гонки Formula E всегда проводятся на временных трассах, проложенных прямо по городским улицам. Увиденное меня не впечатлило: машины были не слишком быстры, а без звука моторов происходящему недоставало визуальной драмы.
49_audi-sport_am0419-01.jpg
Но это даже не главное. В середине гонки все пилоты заезжали в боксы, чтобы... сменить машину! Странное по меркам современного автоспорта действо объяснялось малой емкостью батарей: их не хватало даже на 100-километровую дистанцию гонки. После такой красноречивой демонстрации несовершенства электромобилей поневоле усомнишься в перспективах «электрического» автоспорта!
Время показало, что организаторы чемпионата не просто хайповали на экологической тематике, но смогли предложить командам устойчивый сценарий развития гоночной серии от простого к сложному. Вместо того чтобы с самого начала взваливать на участников новые технологии во всей их неотработанности, команда Алехандро Агага начала с компромисса, обеспечив всех участников одинаковыми (и весьма простыми) машинами. Поначалу в них даже не было рекуперативного торможения: чтобы не перегреть батареи, пожертвовали энергоэффективностью.
А уже потом, когда команды накопили опыт работы с гоночными «электричками», технические требования стали понемногу отпускать: разрешили участникам создание собственных моторов и трансмиссий, использование рекуперации.
Это принесло свои плоды. Несмотря на молодость чемпионата, в котором сейчас идет лишь шестой сезон, в нем уже представлено семь автопроизводителей: BMW, Porsche, Jaguar, Mercedes... Марка Audi присоединилась к чемпионату Formula E после третьего сезона, поскольку как раз в это время в компании работали над созданием серийных электромобилей e-tron.
49_audi-sport_am0419-02.jpg
Команду возглавил ветеран автогонок, трехкратный победитель «24 часов Ле-Мана» Алан Макниш, а за рулем болидов Audi e-tron с тех самых пор выступает неизменный дуэт Даниэля Абта и Лукаса ди Грасси, чемпиона Formula E сезона 2016/17.
Бразилец ди Грасси остается в чемпионате на первых ролях: свой первый сезон за Audi он закончил на второй позиции.
Уже в прошлом году команды перешли на радикально иные машины, изменились и технические требования. Во-первых, болиды получили новую батарею фирмы Mclaren Applied Technologies c увеличенной почти вдвое емкостью — 52 кВт·ч против 28 ранее. Благодаря этому Formula E наконец-то избавилась от замены машин по ходу гонки, теперь всю дистанцию можно проехать на одной зарядке
50_audi-sport_am0419-01.jpg
Несмотря на почти двукратную прибавку емкости, масса батареи увеличилась всего на 75 кг, до 385 кг. А сама машина прибавила и того меньше — весит 900 кг против 880 ранее. Этого добились более глубокой интеграцией батареи в конструкцию шасси. Прежде аккумуляторы размещались в отдельном высокопрочном боксе, а теперь размещаются внутри шасси.
50_audi-sport_am0419-02.jpg
Важным усовершенствованием стало введение электронного управления тормозами на задней оси. Теперь при торможении автоматика решает, сколько энергии можно вернуть в батарею при помощи рекуперации и насколько нужно задействовать традиционные тормозные механизмы.
Шасси, разработанное французской фирмой Spark, совершенно новое. Да-да: как и прежде, монокок, батарея и подвески у всех команд одинаковы, но силовой блок — мотор и трансмиссию — каждый из брендов может разрабатывать собственный. Либо купить его у более опытной команды. Скажем, коллектив Virgin Racing в этом году скооперировался с Audi.
Главная особенность шасси — революционно новая аэродинамическая концепция с закрытыми колесами и антикрыльями минимальных размеров. Как известно, главным источником аэродинамического сопротивления у «формул» являются вращающиеся колеса, выставленные в воздушный поток. Второй по значительности вклад — у антикрыльев. На обычных «формулах» с этим можно мириться. А вот на электромобилях, весь смысл которых в энергоэффективности и каждая капля электроэнергии на счету...
В общем, оперение нового болида решено крайне экзотически. Колеса целиком укрыты обтекаемыми кожухами, причем задние объединены с боковыми понтонами. Машина напоминает скорее прототип для многочасовых гонок, чем «Формулу». Переднее антикрыло более или менее традиционное, а вот заднее почти сведено на нет, вместо него пара небольших закрылков над колесами.
й
Выходит, новая машина лишилась почти всей прижимной силы? Отнюдь. Просто теперь большая ее часть создается профилированным днищем c гигантским диффузором. Все это позволило не только снизить лобовое сопротивление, но и добавить возможностей для обгонов, уменьшив завихрения воздуха за машиной. Ведь именно из-за шлейфа «грязного» воздуха позади болидов в «Формуле-1» так мало обгонов.
Новые правила разрешили повысить мощность электромотора до 270 л. с. в гоночном режиме и до 335 сил — в квалификации: теперь по энерговооруженности машины не уступают болидам молодежных «формул».
Кое в чем Formula E больше напоминает компьютерные игры, чем привычный автоспорт: например, болельщики могут проголосовать, чтобы любимому гонщику на небольшое время добавили мощности до 330 сил. А еще всем участникам дается 8 минут режима повышенной отдачи (примерно до 300 сил). Гоночные пуристы покривят носом, но коль скоро это повышает и зрелищность, и вовлеченность болельщиков...
Победителем чемпионата в сезоне 2018/19, который впервые проводился на новой технике, стал француз Жан-Эрик Вернь из китайской команды DS Techeetah. Этот же коллектив выиграл чемпионат в командном зачете.
Лидер команды Audi Sport ABT Schaeffler Team Лукас ди Грасси закончил сезон на третьей позиции с двумя победами.
В минувшем ноябре уже начался новый сезон, шестой в истории молодого «электрического» чемпионата. Соревнования на улицах Эр-Рияда, столицы Саудовской Аравии, прошли очень успешно для Audi. В первой гонке уик-энда победу одержал англичанин Сэм Берд из клиентской команды Virgin-Audi. А во второй на подиум поднялся бразилец Лукас ди Грасси из основного состава Audi Sport ABT Schaeffler Team, завоевавший серебро.
Впереди у команд «электрической» «Формулы» еще 12 этапов, которые пройдут по всему миру — в Латинской и Северной Америке, Африке, Европе и Азии.