Перекрёстный огонь

Казалось, это была слишком смелая затея, граничащая с сумасшествием. Выиграв всё, что было можно, в DTM, шведский пилот Маттиас Экстрём решил создать с нуля собственную команду, чтобы участвовать в одних из самых экстремальных сегодня гонках — мировом ралли-кроссе. Чтобы побеждать.

Текст: Ярослав Гронский, Фото: AUDI AG

Перекрёстный огонь

Гонки у этого человека в буквальном смысле в крови. Маттиас родился в семье Бенга Экстрёма — известного в 1990-х годах пилота, выступавшего в ралли и ралли-кроссе. Как и большинство коллег, Экстрём-младший начал гонять в картинге, откуда в 1995 году перешел в кубок Renault5, в котором уже через год после дебюта завоевал золото в общем зачете. Далее последовал успешный сезон в шведском кузовном чемпионате STCC, где по итогам первого сезона он был признан новичком года, в 1999 году уже стал его победителем. Экстрём никогда не стремился участвовать в «Формуле-1», все время подчеркивал, что «гонки на автомобилях с открытыми колесами» не для него. При этом швед успел попробовать себя во множестве самых разных кузовных дисциплин по всему миру: от американской серии NASCAR до 1000-километровой австралийской гонки Bathurst. Он даже трижды побеждал в личном зачете Гонки чемпионов, где опережал легенду «Формулы-1» Михаэля Шумахера и раллийную звезду Себастьена Лёба. Впрочем, наиболее выдающихся успехов Экстрём добился в немецкой серии DTM, участию в которой он отдал почти два десятилетия своей жизни. Швед дебютировал в Немецком кузовном чемпионате в 2001 году в 22-летнем возрасте в составе клиентской команды Audi — ABT Sportsline. В 2004 году стал заводским пилотом бренда с четырьмя кольцами и сразу же завоевал чемпионский титул, а в 2007 году повторил свой успех. За 17 лет Экстрём принял участие в 195 гонках, из которых 23 раза выходил победителем, что сделало его самым успешным пилотом DTM, выступавшим на автомобилях Audi. Теперь Экстрём, уже доказавший всё и всем в DTM, решил полностью сконцентрироваться на чемпионате мира по ралли-кроссу — гонках на коротких замкнутых трассах со смешанным покрытием. Тем более что его собственная команда EKS RX в 2018 году получила полную заводскую поддержку от Audi. С началом 70-х годов гравийно-шоссейные гонки распространились за пределы Великобритании и добрались до континентальной Европы, где в 1973 году прошел первый объединенный чемпионат. Спустя всего три года соревнования взяла под крыло Международная автомобильная федерация FIA, выработавшая для него единые правила и стандарты.

Экстрём трижды побеждал в личном зачёте гонки чемпионов, где опережал легенду «Формулы-1» Михаэля Шумахера и раллийную звезду Себастьена Лёба.

Резкие старты, крутые повороты, умопомрачительные прыжки и невероятные «бодания» бортами. Столкновения. Гонки отличали динамика, зрелищность, бескомпромиссная борьба и непредсказуемые результаты. Пилоты и зрители глотали адреналин, витающий в воздухе, пропитанном пылью и дымом истертых покрышек. Именно на «идеологическом преемнике» этого автомобиля Экстрём в 2014 году дебютировал в ралли-кроссе, который на тот момент уже получил от FIA статус чемпионата мира и стал называться World RX. Чемпионат унаследовал от европейской серии сложную систему соревнований с отборочными этапами, двумя полуфиналами и финалами, словно в футболе. Однако отправной точкой в новом этапе карьеры Экстрема стал ноябрь 2013 года, когда швед понял, что готов к созданию собственной команды в гравийно-шоссейных кольцевых гонках. Коллектив получил название EKS в честь трехбуквенного кода Экстрёма в DTM. Автоспортивная публика и пресса настороженно отнеслись к идее шведа создать собственную боеспособную команду за рекордно короткий срок. Скептики утверждали, что на постройку боеспособного автомобиля и организацию коллектива потребуется минимум полтора, а то и два года. У Экстрёма же было на все про все только шесть месяцев. И вот в июне 2014 года механики EKS закончили работу над Audi S1 RX quattro, который прошел боевое крещение на этапе World RX в Норвегии. Полноприводный автомобиль укомплектовали двухлитровым турбомотором мощностью около 600 л. с., позволяющим ралли-кару ускоряться с места до 100 км/ч за 1,9 с — на 3,9 с быстрее дорожной версии спортивного хэтчбека. Уже в июле 2014го Экстрём впервые поднялся на высшую ступень подиума домашнего этапа на треке Хельес — всего через полгода после того, как команда EKS начала работу над автомобилем в пустом гараже.

Скептики утверждали, что на постройку боеспособного автомобиля и организацию команды потребуется минимум полтора года. Экстрём справился всего за шесть месяцев.

Шведский коллектив постепенно расширял сотрудничество с Audi и продолжал совершенствоваться, что привело к абсолютному триумфу в 2016 году. Экстрём и его Audi S1 не знали равных на этапе в Бельгии, заняли первое место на автодроме Lydden Hill в Великобритании и оставили всех соперников позади на трассе Барселона — Каталунья. Все решилось в предпоследней гонке в немецком Эстеринге, ради которой Экстрёму впервые за 15 лет пришлось пропустить этап DTM: швед совмещал участие в обоих соревнованиях. Маттиас занял второе место в квалификации, выиграл полуфинал и стал пятым в решающем заезде, этого оказалось достаточно для досрочной победы в чемпионате. А на последнем этапе World RX в Аргентине EKS оформила победу в командном зачете. С 2018 года Экстрём полностью сосредоточился на ралли-кроссе, а его коллектив получил всеобъемлющую заводскую поддержу подразделения Audi Motorsport, специалисты которого совместно с механиками EKS подготовили новую версию S1 RX quattro. В первую очередь была практически полностью переработана аэродинамика автомобиля. Применение сложного заднего антикрыла позволило генерировать гораздо больше прижимной силы и в то же время обеспечило более низкий коэффициент аэродинамического сопротивления. Кроме того, специалисты существенно модернизировали масляную систему двигателя, а также впервые применили инновационную систему предотвращения турбоямы, которая сохраняет скорость вращения турбины даже при длинных прыжках. Совсем недавно Всемирный совет FIA одобрил проект организаторов World RX по переводу высшего дивизиона соревнования на полностью электрические автомобили с сезона 2020 года. Маттиас Экстрём и компания Audi, активно развивающая «зеленые» технологии как для «гражданских» автомобилей, так и для спортивных, к новому вызову готовы. //

С 2018 года экстрём полностью сконцентрировался на ралли-кроссе, а его команда получила полную заводскую поддержу подразделения Audi motorsport.