Единство формы и содержания

Премьера любого купе Audi всегда становилась исключительным событием. Утончённый дизайн и техническое совершенство отличали буквально каждую модель.

Текст: Сергей Канунников, Фото: AUDI AG

Модель Audi quattro первого поколения, которую сегодня называют Audi Ur-quattro, — одна из самых ярких автомобильных звезд 1980-х.


Новейшая история полноприводных купе Audi началась 3 марта 1980 года, когда открылся очередной Женевский автосалон. В первый же день самым главным центром притяжения публики стал стенд марки Audi, в центре которого красовалась двухдверная белая машина. Купе выглядело мускулистым и мощным: настоящий крепыш, демонстрирующий уверенность в своих силах уже одним только внешним видом. Сразу было понятно: автомобиль стремительный и спортивный. Однако главное скрывалось не только под капотом, но и под днищем. Audi quattro Coupé с пятицилиндровым наддувным двигателем рабочим объемом 2,1 л, мощностью 200 л. с. и пятиступенчатой коробкой передач было оснащено полным приводом! В то время для автомобиля с подобным кузовом и столь мощным двигателем очень необычное решение. Специалисты сразу поняли: марка Audi, по сути, открыла новую страницу в автомобильной истории.

В коллекцию колесных дисков входят модели диаметром от 18до 21 дюйма. Палитра окраски кузова насчитывает 15 основныхвариантов, но по индивидуальному заказу ваш A7 Sportback го-товы сделать уникальным.

Множить и делить

Справедливости ради признаем: над полным приводом для скоростного автомобиля разные конструкторы и многочисленные автопроизводители мудрили еще с начала ХХ века. Уж очень заманчивой казалась всем идея сделать автомобиль, в котором избыточная для одной ведущей оси мощность будет реализоваться на всех колесах. Так возникали концепты и студийные проекты. Однако до крупносерийного производства и применения полного привода в самых разных классах легковых автомобилей идею эту, несомненно, довели впервые именно инженеры Audi. А получилось все в известной мере случайно. Хотя такие случайности происходят все-таки закономерно...

За несколько лет до дебюта в Женеве, в середине 1970-х, заводские испытатели Audi во главе с Йоргом Бензингером проводили в Финляндии зимние тесты компактного полноприводного внедорожника с простым, утилитарным кузовом. Название было соответствующим — Volkswagen Iltis, то есть «Хорёк». Бензингеру пришла в голову мысль накрыть полноприводную трансмиссию кузовом серийного седана Audi 80. Руководство Audi сначала восприняло идею с прохладцей, но машину собрать все же разрешило. А когда ничем внешне не выделяющийся, но уже полноприводный седан стал выделывать на снегу и льду такое, чего от моноприводной машины ожидать было никак невозможно, проекту дали зеленый свет. Первый же серийный автомобиль решили «одеть» именно в двухдверный кузов, подчеркивая тем самым спортивный характер машины, нареченной Audi quattro Coupé.

О новинке после премьеры восторженно писала автомобильная пресса всего мира. Изображения красовались на обложках большинства специализированных журналов. Но самое главное — покупатели отнеслись к новинке с интересом. Особенно, разумеется, те, кто знал толк в быстрой езде и умел ценить управляемость. Тем не менее в начале 1980-х мало кто предполагал, какие последствия повлечет за собой появление первого в истории Audi полноприводного купе.

Первые Audi quattro были куплены в конце 1980 года. Понимающие водители быстро оценили возможности мощной, динамичной машины с принудительной блокировкой межосевого и возможностью блокировки заднего межколесного дифференциала. Конечно, автомобиль требовал водительских навыков выше среднего, ведь столь привычной нынче помогающей шоферу электроники тогда не было. Зато в умелых руках этот Audi творил чудеса!

Именно поэтому машину быстро оценили профессиональные спортсмены. Первые из вскоре многочисленных раллийных побед пришли уже в 1981-м. А в 1983-м специально для участия в чемпионате по ралли в группе В спроектировали спортивную версию, которую показали все на том же автосалоне в Женеве и назвали Audi Sport quattro — облегченную, c укороченной со стандартных 2524 до 2204 мм базой и форсированным до умопомрачительных по тем временам 306 л. с. двигателем, агрегатированным шестиступенчатой коробкой передач. Для омологации раллийного автомобиля построили около чуть больше 200 экземпляров «гражданских» купе, около 160 из которых в приспособленном для повседневной езды исполнении выставили на обычную продажу по цене... 203 850 DM! К слову, стандартный Audi Ur-quattro стоил осенью 1984-го 75 920 DM, что тоже было совсем не дешево. Тем не менее купе Sport quattro раскупили. И те, кто это сделал, ни в коем случае не прогадали: нынче цена малосерийного, а по сути — раритетного S1, о котором мечтают многие коллекционеры, приближается к миллиону евро.

Семейные ценности

Развивая успех первого полноприводного купе и расширяя фирменную гамму, в 1983-м сделали версию со всеми ведущими колесами четырехдверного седана Audi 80. Помните? С прототипа на его базе все и начиналось. Ну а теперь вслед за седаном и уже серийным Audi quattro появились и более демократичное полноприводное купе на базе Audi 80. Расчет был верным и точным. Audi Coupé GT quattro семейства с заводским обозначением B2 внешне практически повторял уже знаменитую «взрослую» модель Audi quattro, но был более доступным. На машины ставили 2,2-литровые моторы без наддува, развивающие 120 или 136 л. с. Такое решение, разумеется, привлекло новых покупателей.

В 1991-м Audi quattro первого поколения с почетом отправили в отставку. С начала производства в 1980-м модель разошлась тиражом более 11 тыс. экземпляров, что для недешевой машины совсем немало. Ей на смену к стандартному купе, которое в то время оснащали уже 164-сильным мотором, стали предлагать особо мощную версию Audi S2. Этот автомобиль стал духовным преемником первой, уже в начале 1990-х легендарной модели с литерой S. На Audi S2 устанавливали 2,3-литровый мотор мощностью 220 л. с. (а вскоре и 230 л. с.) и механическую пятиступенчатую коробку передач. Полноприводное купе с таким двигателем развивало максимальную скорость 246 км/ч, это был самый быстрый на то время серийный Audi.

В 1991-м заметно модернизировали не только кузов, но и трансмиссию полноприводных машин. Они получили межосевой дифференциал Torsen, который распределял момент по осям в соотношении 50:50, но мог передавать и до 75% тяги на одну из осей. Блокировка заднего межколесного дифференциала, которую можно было включить самостоятельно, автоматически отключалась на скорости свыше 25 км/ч. Это помогало трогаться на скользких покрытиях и вообще улучшало проходимость динамичного купе. Автомобили этого поколения, в том числе и купе, выпускали до 1996 года, а вскоре фирма представила совсем новую и очень необычную машину.

Принцип эволюции полноприводных Audi таков: мощнее, быстрее и совершеннее в управлении с каждым поколением.

Техника и тактика

Проектирование совершенно нового купе начали в 1994-м. За свежую стилистику отвечал дизайн-центр Audi в Калифорнии. Концепт показали публике в 1995-м, а серийное производство началось в 1998 году. Он не был похож ни на одну серийную модель. Дизайн стал поводом для ожесточенной полемики многих специалистов. Но успех нового купе у покупателей посрамил всех скептиков. Компактное купе предложили, разумеется, и в полноприводном варианте. Машину нарекли Audi TT. Литерами ТТ еще с довоенных времен обозначали известные тогда спортивные немецкие мотоциклы NSU, построенные для участия в британских соревнованиях Tourist Trophy. В 1960-х так же именовали спортивные версии малолитражных автомобилей NSU. Фирму эту в конце 1960-х поглотила компания Audi. Позднее, впрочем, буквы ТТ стали расшифровывать и как «Технологии и традиции». Базовый двигатель объемом 1,8 л с турбонаддувом развивал 180 л. с., а топовая версия модели TT получила форсированный 225-сильный мотор. С 2003-го на автомобили стали ставить новейшую коробку передач DSG. Шестиступенчатый автомат S tronic с двумя сцеплениями переключал скорости без прерывания потока мощности.

В 2005-м вышла партия эксклюзивных Audi TT quattro Sport, подготовленных спортивным подразделением марки quattro GmbH. Машина была максимально облегчена, в частности, лишилась запасного колеса, заднего сиденья и задней салонной полки, получила специальную спортивную отделку и 240-сильный двигатель рабочим объемом 1,8 л. До 100 км/ч купе разгонялось за 5,9 с, а максимальную скорость принудительно ограничили на отметке 250 км/ч.

Ну а годом позже публике представили Audi TT второго поколения, продажи которого начались в 2007-м. Эта версия отметилась в истории компании первым на полноприводных купе дизельным двигателем. Дизель и спорт десятилетиями считали вещами несовместимыми. Компания Audi это опровергла. Двухлитровый агрегат выдавал 170 л. с. при 4200 об/мин и 350 Нм крутящего момента уже на 1750 об/мин. До 100 км/ч купе разгонялось за 7,7 с, а максимальная скорость составляла 223 км/ч. При этом автомобиль расходовал в среднем лишь 5,3 л топлива на 100 км. Невиданное прежде сочетание динамики и экономичности!

Второе поколение Audi TT получило и особо скоростные модификации с мощными моторами, настроенными спортивными подвесками и тормозами. Версию TTS оснастили 272-сильным 2-литровым двигателем, а TT RS — 340-сильным 2,5-литровым. Этот двигатель особенно поражал специалистов моментом 450 Нм, стабильным в широчайшем диапазоне — от 1600 об/мин до 5300 об/ мин. На вершине красовалась модель Audi TT RS Plus с мотором мощностью 360 л. с. Но, как оказалось, и это был вовсе не предел! В третьем поколении флагманом семейства стал Audi TT RS 2014 модельного года с 2,5-литровым мотором мощностью уже 460 л. с. и семиступенчатой коробкой передач S tronic.

Рецепт успеха дизайна всех купе Audi: идти своим путём, не бояться смелых шагов и неординарных решений.


Этапы большого туризма

В 2007-м компания презентовала новинку — купе Audi A5 — комфортный, вместительный, но как будто прижатый к дороге и скоростной автомобиль класса «Гран туризмо», выглядевший невероятно элегантно. Помимо двухдверной версии появилось и первое в истории фирмы четырехдверное купе под названием A5 Sportback. Модель А5 предлагали с бензиновыми 177-сильным 2-литровым мотором и 3-литровым двигателем V6 мощностью 265 л. с. Разумеется, были и самые современные на тот момент дизели: 168-сильный, 2-литровый и 241-сильный рабочим объемом 3 л. Конечно же, со временем появились ожидаемые самыми горячими поклонниками марки особо мощные модели с литерами S и RS. Audi S5 получил 4,2-литровый V8 мощностью 349 л. с. А модель RS 5 помимо такого же мотора можно было приобрести и с уникальным в своем роде агрегатом рабочим объемом 2,9 л, но с двойным турбонаддувом. Такой двигатель выдавал 451 л. с.

В 2011-м в семействе A5 произошло обновление. А с 2016-го в производстве — второе поколение модели. Теперь на флагманские Audi S5 ставят 333-сильный 3-литровый мотор, а на RS 5 — 450-сильный объемом 4,2 л. С ним автомобиль достигает 100 км/ч за 4,5 с. К слову, в начале карьеры первой Audi quattro, в 1980-х, таких показателей не выдавали даже специально подготовленные раллийные машины. Еще одно полноприводное четырехдверное купе класса «Гран туризмо» хорошо известно поклонникам марки с 2010 года. Базовым для большого вместительного Audi A7 стал 204-сильный двигатель V6, топовым — V8 мощностью 450 л. с. Есть и дизельная 245-сильная модификация. Все автомобили — с семиступенчатыми коробками передач S tronic.

В седьмом семействе появился и очередной рекордсмен среди серийных купе с четырьмя кольцами на решетке радиатора. Топовая скоростная версия Audi RS 7 получила мотор с двойным наддувом мощностью 605 л. с., который разгоняет автомобиль до сотни всего за 3,7 с. Восклицательных знаков для характеристики этого инженерного чуда явно не хватит ни у одного автора.

Наконец, история полноприводных купе Audi была бы, конечно, неполной без упоминания еще одной неординарной модели.

Каждое купе Audi — яркая индивидуальность, созданная на общих принципах: техническое совершенство и изысканный дизайн.

Высшее образование

В 1930-е годы на гоночных трассах успешно выступали болиды фирмы Auto Union, преемницей которой можно считать современную марку Audi. Автомобили класса «Гран-при» поражали автомобильный мир неординарной конструкцией. Самые мощные двигатели этих гоночных машин развивали свыше 500 л. с., скорость на прямых заметно превышала 250 км/ч. По тем временам просто фантастика! Но главное — моторы стояли за спиной гонщика. Таких гоночных машин в те годы никто больше не делал.

Именно те легендарные автомобили вспомнили конструкторы и дизайнеры Audi, проектируя среднемоторный полноприводный суперкар ХХI столетия Audi R8. Дизайнеры элегантно сочетали в машине ультрасовременную стилистику с мотивами легендарных гоночных автомобилей 1930-х. Ну а конструктивно Audi R8 — инженерный шедевр века нынешнего.

Автомобиль сделали максимально низким и легким: кузов из алюминиевого сплава, в салоне также применены алюминий и карбон. В результате масса купе составляет немногим более полутора тонн. Расположение двигателя в базе обеспечивает идеальную развесовку по осям и, как следствие, отменную управляемость. Этому также способствует тонкая настройка полноприводной трансмиссии. Основная ведущая ось Audi R8 quattro — задняя, на нее приходится 70% тяги. Стандартный двигатель объемом 4,2 л развивал поначалу 414 л. с. С момента старта модели в 2006-м по всему миру продано уже более 50 тыс. экземпляров Audi R8. Для класса суперкаров это, пожалуй, рекорд. За эти годы сделано множество эксклюзивных серий с разными двигателями и элементами отделки кузова и салона.

В семье Audi R8 есть, разумеется, и свои рекордсмены. Самой мощной и быстрой в истории модели стала версия с мотором V10 5.2, развивающим 560 л. с. при 8000 об/мин и 540 Нм при 5400 об/ мин. Дорожная модификация Audi R8 c таким двигателем достигала максимальной скорости 320 км/ч, а 100 км/ч набирала за 3,6 с. С тех пор как в 1980-м появилось первое полноприводное купе Audi, утекло много воды и бензина. Эта история развивается нынче и в новом направлении. Вернее, сразу в нескольких. Совсем скоро мы познакомимся с еще одним очень необычным автомобилем. Теперь мы уже знаем, что сегодня купе и кроссовер — вещи вполне совместимые. Но об этом — особый разговор. //