Во всём, что нас окружает, можно отыскать нечто особенное, чего раньше взгляд не замечал. Давайте попробуем выйти из привычной среды обитания в иное измерение, взяв в качестве «устройства перемещения» одну из самых экстравагантных моделей Audi.
ТЕКСТ: Руслан Тарасов ФОТО: Алексей Барашков
Ближайший «параллельный мир» с типичными для средней полосы России ландшафтами, климатом и житейским укладом, но скрывающий в себе немало загадок и сюрпризов, находится всего в паре часов езды от Москвы. Это Тула и Тульская область. Представлять регион не надо, наверное, никому. При одном лишь упоминании сразу же возникает заученный едва ли не с детства «знакоряд» этих мест: самовар и пряник, оружейное производство, основанное еще три столетия назад, и особая расписная гармонь от старейшей фабрики музыкальных инструментов, созданной, кстати, все теми же тульскими оружейниками. Не обделена область и важными достопримечательностями: отлично сохранившимся кремлем, эпическим Куликовым полем, знаменитой усадьбой Льва Толстого в Ясной Поляне... Разумеется, столь известные точки туристического интереса привлекают к себе толпы путешественников и любителей истории, и сюда однозначно стоит приехать ради музейно-экскурсионного досуга. Но если вы внесете в свой персональный вояж еще несколько не столь раскрученных, но при этом не менее любопытных мест, а также еще пару-другую незатоптанных географических точек, о которых знают только краеведы, то запомните Тульскую область как место с удивительными памятниками природы и фантастическими рукотворными объектами. Только сразу предупреждаем: разбросаны они на довольно большой территории, а некоторые находятся еще и вдали от проезжих дорог. Поэтому для путешествия потребуется комфортный, вездеходный и по-настоящему быстрый автомобиль.
55 TFSI Бензиновый двигатель 3.0 V6 с турбонагнетателем развивает мощность 340 л. с. и крутящий момент 500 Н·м. Силовая установка относится к так называемым умеренным гибридам: 48-вольтовый стартергенератор обеспечивает экономию топлива, отключая ДВС в холостых режимах даже по ходу движения. quattro Постоянный полный привод распределяет крутящий момент классическим способом — через механический межосевой дифференциал. По умолчанию задана пропорция 40:60 (вперед/назад), но при необходимости максимум тяги передается на любое колесо с наилучшим сцеплением с дорогой. Пневмоподвеска Изменяет свои характеристики в зависимости от выбранного водителем режима в системе управления динамикой Audi Drive Select. Имеет пять предустановленных величин дорожного просвета — от 170 мм для езды на высоких скоростях и до 260 мм для Off-road.
Думай иначе
Audi Q8 идеально подходит для этой цели. Во всяком случае, более стильного «перемещателя» между совершенно разными жизненными «измерениями» найти трудно. Он заметен в городе, но при этом не создает типичных для крупных моделей неудобств с маневрированием в тесных пространствах. Быстр и комфортабелен на шоссе, имеет явные наклонности к динамичной спортивной езде и не пасует ни перед бездорожьем, ни перед большими дорожными сумками и тяжелыми чемоданами. Я с этим автомобилем познакомился еще два года назад на дорогах Португалии, когда тестировал его для Top Gear, и меня до сих пор восхищает его идея. Взять самую техническую продвинутую кроссоверную платформу и поставить вместо привычной «вагонной» формы широкий приземистый кузов, выполненный в стиле дерзкого триумфатора раллийных соревнований «изначального Audi Quattro» — разве это не гениально? Реклама порой называет Q8 четырехдверным кроссовером-купе «без предрассудков». Насчет последнего я согласен целиком, хотя дверей у этой модели все-таки пять. Да, четыре из них типично «купейные» — с безрамочным остеклением. Зато пятая, багажная, — вполне нормальная, с широким практичным проемом. Я это тоже отношу к плюсам модели: вместо того, чтобы делать оттопыренный «хвост» с сильно покатой задней дверью, как на всех SUV-купе, дизайнеры Audi прорисовали корму аккуратно, а особенный «гран-туристический» силуэт вывели, визуально опустив линию крыши и сильнее наклонив передние стойки. Высочайшая плавность хода, стабильность и вездеходность в любое время и в любое время года в Q8 обеспечивается технически совершенной ходовой. В частности, у модели на фото (цвет Vicuna Beige) имеется пневматическая подвеска с изменяемым дорожным просветом, адаптивным регулированием жесткости и, конечно же, полный привод quattro. Только такой комплект можно считать полным для автопутешествий «без предрассудков» — таких, когда можно без раздумий выбирать практически любое направление, где вообще может передвигаться автомобильный транспорт.
Центр событий
Любая попытка проложить традиционный поэтапный автомаршрут для изучения всех видных достопримечательностей в тульском регионе, скорее всего, закончится неудачей. И дело не в том, что вся область растянулась с запада на восток на 200 км и примерно еще на столько же — с севера на юг. Проблема в другом: на ее периферии гостиничный бизнес пока не поднялся выше худых двух-трех звезд, поэтому найти комфортабельные номера в подходящих для ночевки местах довольно трудно. Но выход есть. Размещайтесь в областном центре, где достаточно отелей высокого уровня, и планируйте маршруты по принципу «туда-обратно». Заодно, возвращаясь в Тулу на ночевки, вы в полной мере проникнетесь и его особым укладом. Это город контрастов. С одной стороны, он пытается ошеломить почти столичным блеском и размахом, шумом и плотностью движения, но стоит удалиться от кремля всего на пару перекрестков, и вы увидите глубоко провинциальную Тулу — с тихими узенькими улочками, старенькими каменными строениями и чудом сохранившимися деревянными избами. Кремль, конечно же, стоит посетить. Реконструкция стерла некоторые исторические черты и сделала его похожим на модный арт-объект, но все-таки именно это место в 1605 году какое-то время выполняло функцию псевдостолицы всего Русского государства, когда сюда приезжали присягать на верность самозванцу Лжедмитрию. Тульский «каменный город» был возведен еще 500 лет назад внутри довольно большой укрепленной деревянной крепости, то есть по подобию Московского Кремля. Одной стороной старый острог прилегал к реке Упа, а его «сухопутные» границы проходили примерно там, где теперь пролегает улица Советская с ее четырьмя последовательными поворотами под 45 градусов. Внутри этого многоугольника сосредоточена масса музеев, лавок и прочих заведений, поэтому все можно обойти пешком. И это наилучший вариант — возможно, с местами для автомобилей после недавней модернизации исторического центра Тулы и введения платных парковок дела и стали обстоять лучше, чем раньше, но их все равно придется выискивать.
Классика и авангард
Считается, что «ласточкины хвосты» на зубцах кремлевских стен позаимствованы у итальянских дворцовых сооружений. Но на просторах Тульской области можно найти яркие воплощения и других национальных традиций. Поезжайте в Музей-заповедник Василия Поленова, чтобы насладиться пасторальной атмосферой здешних мест. Великий русский художник и профессор Императорской академии, объездив полмира, решил обустроить свою усадьбу на Оке на европейский манер, но получился чистый фьюжн. Холмистый рельеф и обилие хвойных делают эти места похожими на предгорья Альп в Швейцарии, однако усадьба волшебным образом добавляет в ландшафт штрихи немецкой, греческой, палестинской и даже африканской культур. Посещение поленовской усадьбы можно совместить с визитом в экопарк «Ясно Поле», благо второй находится относительно близко. По дороге 70K-149 двигаемся от М2 в сторону М4 до поворота на Вележево (раньше шоссе называлось Р115 и числилось в неофициальном перечне «убитых» дорог, но сейчас восстановлено). Далее — по укатанной гравийной дороге, которая приведет вас к одному из самых модных загородных отелей с удивительными инсталляциями и «домами-животными», с собственной сыроварней и фермой, с гончарной мастерской и гостевым домом-теплицей. Место популярно у молодых горожан, агротуризм здесь принял какое-то особо модернистское и авангардное обрамление. Если затем последовать на юг по М4 и свернуть к селу Петропавловское, то можно внезапно оказаться в... древнем китайском городе, где все будет как настоящее — и буддистский храм, и постройки в характерном для Поднебесной стиле, и рукотворные водоемы с мостиками и чайными домиками. «Золотой город» успел приобрести известность даже за пределами области как концертно-фестивальный центр, но его создатели решили использовать период ограничений пандемии для внутренней реконструкции. Попасть сюда вы сможете не ранее весны 2021 года — отель, рестораны и спа «Китай-парка» обещают открыть вновь. Наконец, в Богородицке вы можете обнаружить и частицу Версаля. Дворец, построенный в конце XVIII века и выполненный в классическом имперском стиле, ставший впоследствии усадьбой Бобринских, совершенно нетипичен для этих мест, чем и вызывает легкое остолбенение у каждого, кто видит его в первый раз. Объект доступен для посещения.
Было
В тульском регионе насчитывается более полусотни особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Многие из них относятся к геологическому или ландшафтному профилю — это скальные обнажения известняков в долине реки Осётр (Венёвский район) и потрясающие по красоте утесы с каменными перекатами на реке Красивая Меча (Ефремовский район), это также карстовые воронки/озера (некоторые совсем молодые и могут представлять опасность) и ряд живописнейших урочищ, разбросанных по всей области. Недалеко от села Гремячее есть целая система пещер, которая могла служить для оборонительных целей. А у села Щучье — городище «Каменная Гора», которое в далеком прошлом вполне могло быть тем самым исчезнувшим городом Осётр, упоминаемым в древних летописях. На Тульской земле есть даже свои «Стоунхенджи» — объекты, которые, скорее всего, возникли естественным образом, хотя в это трудно поверить. Одна необычная группа глыб из кварцевого песчаника, получившая название «Конь-Камень», находится у села Козье. Вторая из аналогичных плит — у села Красногорье. Местное население было убеждено, что углубления чаши в этих камнях служили каким-то культовым целям, поэтому само место назвали Ведьмино. И конечно, к числу мистических, но не придуманных локаций надо отнести и знаменитый Бежин луг, описанный Иваном Тургеневым, хотя эти места в Чернском районе уже давно взяты в культурно-туристический оборот. Ко многим перечисленным объектам в летнее время несложно добраться на автомобиле. На Audi Q8 это можно сделать и глубокой осенью, хотя любая подобная вылазка в такое время не имеет особого смысла: из-за короткого светового дня мало что успеете увидеть.
Стало
Отдельный пункт — объекты, появившиеся в результате антропогенного воздействия на природу. Причем к некоторым из них можно добраться практически в любое время года. Вот что вы подумаете, когда увидите в тульских краях дорожный указатель «Метростроевский»? Это значит, что вы проезжаете мимо двух довольно крупных карьеров, где добывают известняк для Московского метрополитена. К ним, кстати, можно свернуть непосредственно с платной трассы М4. Возле рабочего поселка Комсомольский в Узловском районе находится, вероятно, самая высокая точка Тульской области — огромный террикон шахты «Донская», которую закрыли незадолго до упразднения всего комбината «Тулауголь» в 2003 году. На фоне равнин эта гора в зимнее время выглядит как местный Эверест.
Недалеко от Донского из-за активной добычи бурого угля образовалась целая сеть довольно обширных и чистых озер, на которые съезжаются любители рыбалки и пляжного отдыха даже из соседних областей. Причем пляж одного из водоемов, который носит название «Голубая волна», уже вошел в историю как место проведения самого крупного в России танцевального open air. Увы, именно эти места были загрязнены цезием-137 во время чернобыльской катастрофы. Радиационный фон здесь по-прежнему повышен и вернется к естественной норме не раньше 2050 года. К зонам отдыха, причем с элементами экстремального туризма, скоро будут причислены и Романцевские горы, известные еще и как Ушаковские карьеры. К ним уже активно прокладывают новую дорогу от деревни Кондуки. В том столетии добыча угля здесь велась открытым способом, в результате чего на поверхность были вынуты огромные объемы породы. Но за несколько десятилетий оставленные карьеры (некоторые из них, кстати, очень глубоки) наполнились водой, а ветры и осадки превратили высокие отвалы в зрелище неземной красоты. В межсезонье это место туристы посещают редко. В дождливую погоду оно представляет опасность. Но летом сюда кто только не приезжает: любители шашлыков и палаточного отдыха, гонщики на кроссовой мототехнике и отчаянные джиперы, столичная богема на дорогих машинах, активные папаши с бойскаутами и просто влюбленные парочки. Зимой, кстати, тоже наблюдается оживление. Ну как не прокатиться на коньках по бирюзовому льду среди «нордических» пейзажей?
По одометру
Примерно в той же стороне находится и знаменитое Куликово поле. В связи с этим у автопутешественника может возникнуть мысль связать описанные точки в один маршрут. Но не делайте этой ошибки. Посещение комплекса Куликовской битвы — это вообще отдельная цель, которой стоит уделить минимум день. Ведь это не просто музей, а целый музейный заповедник с множеством экскурсий, в который помимо новой интерактивной экспозиции со смотровой площадкой входит расположенный здесь же, в Моховом, детский музей-квест. А еще есть мемориал Куликова поля, стоящий на Красном холме, и мемориал-музей героям Куликовской битвы в Монастырщине. Кстати, в Моховом имеются хорошо обустроенные гостевые дома. Если решите остановиться здесь, то «время подлета» к Епифани, где находится музей купеческого быта, составит всего 20 минут, к Романцевским горам — 35 минут, к Богородицку с его «Версалем» — 50 минут, а к Ефремову с его чудесами на Красивой Мече — всего час. Ведь для Q8 броски на 50–100 км, как вы понимаете, вообще не расстояния.