Содержание формы

Двадцать лет назад компания Audi явила миру новую модель по имени ТТ. Скорее даже не модель, а новое направление в автомобильной философии.

Текст: Сергей Канунников

the-contents-of-the-form

По слухам, первые черты автомобиля, судьбоносного для фирмы, да и для всего мира, родились под грифелем карандаша дизайнера Фримана Томаса на салфетке в кафе в начале 90-х годов. Может быть, это только красивая легенда. Хотя не исключено, что так или примерно так оно и было. Хорошие, а иногда и очень хорошие идеи приходят в голову вовсе не только тогда, когда тело касается офисного кресла. В любом случае компания Audi была готова к прорыву. К тому времени она уже давно обрела репутацию производителя надежных высокотехнологичных автомобилей, пользующихся спросом и уважением во всем мире. В мире автоспорта, в частности в кольцевых гонках и ралли, ей вообще не было равных. Параллельно развивалась тема создания спортивных моделей серий S и RS. Но пора было удивить мир по-настоящему. И ведь удивили!

the-contents-of-the-form
the-contents-of-the-form

Тактика традиций

Задача, поставленная руководителями марки перед дизайнерами и конструкторами, в максимально упрощенном виде звучала так: «Спортивный автомобиль с высокой практичностью». В принципе это, конечно, правильно. Начинать лучше скромно. На «поляне», где десятилетиями растут одни и те же «цветы», имена которых знает каждый школьник, ходить надо буквально на цыпочках. В основу автомобиля положили рациональную и технологичную платформу Audi A3, но на ее основе создали совершенно другую машину, которой тогда (а в известной мере и теперь) трудно найти аналог. Впрочем, истоки у Audi TT, конечно, были. Следы вели в далекие 1930-е, когда на гоночных трассах доминировали необычные, революционные гоночные автомобили концерна Auto Union — предшественника нынешней компании Audi. Те легендарные теперь автомобили поражали современников не только заднемоторной компоновкой и сверхмощными двигателями, но и удивительными формами. Дело в данном случае было, конечно, не в дизайне как таковом. Гоночные автомобили делают не для того, чтобы они нравились, хотя это, разумеется, не вредно, а для того, чтобы они передвигались быстрее остальных. Залог этому — совершенство аэродинамики. Плюс двигатель, подвеска и так далее. По сути, в этом и была основа фирменной философии, примененной при создании Audi TT, гармоничное сочетание формы и содержания. Второй источник вдохновения дизайнеров, создававших новый Audi, которому предстояло ввести компанию в следующее, ХХI столетие, восходили к первой трети ХХ века, когда в Германии расцвела знаменитая школа Баухаус (Bauhaus), одним из основателей которой был прославленный архитектор Вальтер Гропиус. Понятия «дизайн» тогда еще не было, и идеи Баухауса были близки к архитектурному направлению, которое мы знаем как конструктивизм. В основе творений зодчих, работавших в этом стиле, лежали простые линейные и циркульные линии, которые подчеркивали гармоничное соответствие формы здания или изделия их содержанию, то есть назначению. К слову, здания, построенные Гропиусом и его учениками, и сегодня считают шедеврами архитектуры. Кстати, уже на рубеже 1930-х специалисты немецкой школы работали и над автомобилями.

Трудная тема

Новый Audi начали создавать в США, в калифорнийской дизайн-студии фирмы, в 1994-м. Помимо Фримана Томаса, под чьим карандашом родились первые контуры будущей машины, над дизайном работали также Джей Мейс и Мартин Смит, которые вплотную занимались интерьером. Уже осенью 1995-го на автосалоне во Франкфурте показали концептуальное купе Audi TT. Машина поражала необычными для тех лет формами, вроде бы совсем простыми, скромными, циркульными, без изломов и прочих стилистических изысков. Но в линиях этого купе не было и намека на аморфную мягкость. Напротив, машина завораживала неким ощущением мускулистости и мощи. Ничего подобного даже искушенные автомобильные акулы пера, не говоря о рядовых покупателях, до той поры еще не видели. На стенде Audi было не протолкнуться, но далеко не все верили, что компания решится выйти с таким автомобилем на рынок. Вскоре на салоне в Токио показали концептуальный родстер под тем же именем, созданный на базе уже представленного купе. Имя машине выбрали, конечно, совсем не случайно. Аббревиатура ТТ отсылала к знаменитым гонкам Tourist Trophy, которые на британском острове Мэн проводили начиная с 1905 года. То есть, кстати, ровно за 90 лет до первого показа концептуального Audi TT. Немецкие компании DKW (она входила в 1930-х в концерн Auto Union, чьей преемницей стала позднее фирма Audi) и NSU (тоже влившаяся в союз) специально для этих гонок делали спортивные мотоциклы, обозначая их буквами ТТ. Много позже фирма NSU добавляла аббревиатуру ТТ к именам спортивных версий своих успешных в гонках автомобилей. Позднее ТТ стали расшифровывать и как «Технологии и традиции», что, впрочем, очень подходит нашему герою.


the-contents-of-the-form

Такие таланты

Audi TT стал серийным три года спустя после показа концепта. Задержка объяснялась не доводкой уже практически готового к производству автомобиля, а подготовкой новой технологии бесшовной лазерной сварки. Хайтек, так уж во всем! Не было в мире автомобильного журнала, который не посвятил бы новинке большой материал, а то и поместил «портрет» Audi TT на обложку. Оценки немного различались силой эмоций, но то, что немецкая компания совершила революцию в самом понятии спортивного автомобиля, признавали все. Но окончательный приговор, как всегда, выносил покупатель. Audi TT нашел своего очень быстро. Компактная, мускулистая, крепко собранная машина, при этом с довольно демократичным мотором объемом 1,8 л, мощностью 180 л. с., пришлась по душе тем, кому была важна гармония нетривиальной формы и современного высокотехнологичного содержания. Машина, навевающая воспоминания о прекрасных гоночных автомобилях 1930-х, оказалась и очень совершенной с точки зрения аэродинамики: коэффициент лобового сопротивления — всего 0,34. Потом автомобилю присуждали самые разные призы в самых разных конкурсах и странах. В том числе Audi TT стала, кстати, автомобилем года в США.

the-contents-of-the-form

Следующие поколения Audi TT — отдельная история. Сегодня по Сети гуляет заметка некоего англичанина — поклонника Audi и владельца самого свежего ТТ. При этом вспоминает британец прежде свою первую «тэтэшку» 1998 года. Немного в стиле Top Gear (британец все-таки) автор сам себе задает вопросы. Была ли та машина с 1,8-литровым мотором очень быстрой? Нет. Вспоминает ли он с грустью механическую коробку передач? Нет. Был ли тот Audi TT очень выгоден в смысле британских налогов и сборов? Нет. И все же, говорит владелец нынешнего ТТ, он вспоминает ту давно проданную машину с какой-то странной и столь же непреодолимой ностальгией. И ведь машина, появившаяся 20 лет назад, и сегодня выглядит абсолютно современно, резюмирует поклонник модели. Два десятилетия назад компания Audi не просто выпустила на рынок выдающуюся машину, но и создала новую автомобильную философию. В ее основе — гармоничное сочетание традиций и технологий, труда и таланта, наконец, нетривиальной формы и глубокого содержания.