25_a6-allroad_am0419-01.jpg
Двадцать лет назад дефицита разноплановых автомобилей в мире уже вроде бы не наблюдалось. Для суровых дел выпускали внедорожники, люди состоятельные предпочитали классические статусные седаны, любители активного отдыха заглядывались на полноприводные легковушки, молодежи адресовали спорткары на любой кошелек, развивающимся странам дали неприхотливые бюджетные модели. Но прогресс технической мысли отнюдь не замедлился, наоборот, активно набирал обороты. Дизайнеры с инженерами вовсю задумывались о смешении жанров: настроения покупателей отчетливо обозначили тренд на кроссоверы, людям хотелось удобную машину на все случаи жизни. Стало ясно: кто не предложит удачное решение сейчас, тот завтра окажется в отстающих.
В Ингольштадте сложных вызовов и смелых экспериментов никогда не боялись. Напомним, в 1980 году именно марка Audi доказала посредством системы постоянного полного привода quattro, что все ведущие полезны и дорожным легковым автомобилям, особенно быстрым и мощным. Пос­ле громких раллийных побед инновационная трансмиссия стала визитной карточкой марки, а время помогло отшлифовать технологию в мельчайших деталях. Или возьмем 1994 год, когда мир удивился «заряженному» универсалу RS 2 Avant. Оказалось, спорткар успешно может существовать и в таком форм-факторе. Вот и в 1999-м немецкие инженеры не стали дожидаться конкурентов, а решили снова встряхнуть сегмент Premium авангардной моделью, которая де-факто стала родоначальником не только SUV-линейки компании, но и целой философии.
26_a6-allroad_am0419-01.jpg

Не шок, а шик

Причем публику шокировали вовсе не дизайном. Как раз наоборот, ставку сделали на узнаваемость. Внешне автомобиль походил на знакомый покупателям универсал A6 Avant, к тому моменту уже год как представленный в салонах Audi. Тем не менее характерные детали вроде больших колес или пластикового пояса по нижнему периметру кузова, а также металлической защиты под бамперами намекали на особые способности машины. В этом и был прорыв.
Снабдив привычную бизнес-модель с роскошным вместительным салоном и удобным кузовом мощными моторами (включая могучий бензиновый V8 мощностью 300 л. с.; запомните эту цифру, чуть позже она нам пригодится), фирменным полным приводом quattro и пневматической подвеской с регулировкой дорожного просвета, в Ингольштадте получили уникальный сплав качеств. Фактически в металле воплотили расхожее понятие «вседорожник». Дебютанта так и назвали — Audi Allroad quattro. Привязка к «шестому» семейству в индексе появилась чуть позже, но с тех пор каждое поколение A6 имело в гамме модификаций версию, одинаково успешно справляющуюся как с представительской ролью, так и с дорогами полярного качества — от скверных зимних грунтовок до скоростных магистралей и драйверских горных серпантинов.

Каждой дороге — свой клиренс

Поведенческая гибкость красной нитью проходит через все A6 allroad вплоть до новейшего четвертого поколения. И сейчас, как и двадцать лет назад, определяющая роль в этом принадлежит адаптивной многорычажной пневматической подвеске, которая традиционно входит в стандартную комплектацию универсала повышенной проходимости Audi. На обычных улицах и шоссе ходовая часть обеспечивает клиренс 139 мм — сравнимо с показателями сугубо асфальтовых моделей вроде привычного седана А6. Что логично, ведь в повседневных условиях от машины не требуется геройства, водителю и пассажирам больше важен грамотный баланс между управляемостью и плавностью хода. Испортилось покрытие? Пора включать режим allroad в системе выбора ходовых настроек Audi drive select, когда дорожный просвет увеличивается на 30 мм, причем кузов удерживается в таком положении на скорости вплоть до 80 км/ч — так электроника понимает, что сложный участок пройден и пора возвращаться к нормальным настройкам. Скорость вообще играет важную роль в поведении автомобиля и стратегии его адаптации к внешним факторам. К примеру, до 35 км/ч допустимо активировать положение для бездорожья под названием lift, дистанцировав корпус от земли на предельные 184 мм. А если ускориться до 120 км/ч, A6 allroad самостоятельно присядет на 15 мм от стандартной высоты, чтобы повысить устойчивость машины на трассе и сократить аэродинамические потери.
Получилось реальное воплощение идеи «четыре в одном». Причем ключевое отличие A6 allroad от вездеходов, часто неуклюжих на асфальте, как раз в разумном компромиссе, умении балансировать на стыке противоречивых требований к шасси. И пусть универсал Audi создан для порой ужасных, но все же дорог, в его конструкции ради надежности нашли применение как авангардные и высокотехнологичные, так и проверенные временем технические решения. Среди последних — классический гидромеханический автомат tiptronic, предлагаемый для версии 45 TDI. Восьмиступенчатая коробка передач отличается выносливостью (вдруг буксовать в снегу или на грунте придется, тяжелый прицеп тащить?) при плавной работе, необходимой автомобилю Premium. Полный привод quattro для дизельной модификации тоже построен по привычной схеме — на основе механического самоблокирующегося дифференциала. Иными словами, распределение крутящего момента по осям происходит моментально и без участия электроники. Она помогает в других ситуациях. Например, на сложных участках имитирует межколесные блокировки, а при спуске с холма выборочно подтормаживает колеса, автоматически удерживая заданную скорость (в диапазоне от 2 до 30 км/ч), исключая опасный разгон и потерю устойчивости, рискующую у неопытного водителя обернуться разворотом поперек склона и кувырком через крышу. На сильно пересеченном рельефе мониторинг опрокидывания также работает: водитель может вызвать на экран мультимедийной системы MMI индикаторы крена, при достижении опасных значений машина предупредит человека. Что касается штатных ситуаций, то кузов защищает «броня», прикрывающая днище и важные агрегаты, а на сыпучих покрытиях ABS переходит в особый режим, позволяющий замедляться эффективнее за счет нагребаемых колесами перед собой клиньев грунта. Для бензиновой модификации предпочтение было отдано коробке передач S tronic и версии полного привода quattro ultra. Обладая достоинствами и надежностью классической схемы, quattro ultra позволяет в обычных условиях движения экономить бензин за счет отключения привода на колеса задней оси.

Механика спорта

Интересный момент: покупателю A6 allroad дали возможность усилить то или иное функциональное направление выбором технической начинки. Так, конструктивную проходимость легко дополнить спорткаровскими технологиями. Если машине предстоит жить в основном в благополучном в плане качества дорог регионе, есть резон выбрать вмес­то начальных колес c шинами 235/55 R18 диски покрупнее. Линейка аксессуаров предлагает варианты вплоть до 21 дюйма в диаметре. Другой элемент стиля — пластиковый защитный пояс, окрашенный в цвет кузова или в серый колер Manhattan grey. Хотя есть в перечне опций и скрытые от глаз вещи, которые тем не менее способны полностью изменить характер управляемости универсала. Это активный задний спортдифференциал (доступен для версии 45 TDI) и управляемая задняя подвеска, знакомые по самым динамичным моделям Audi.
Напомним, за кинематику второй оси отвечает хитрый механизм, который отслеживает траекторию и поведение автомобиля. На скоростях свыше 60 км/ч все четыре колеса поворачивают в одну сторону (задние — на угол до 2 градусов), повышая стабильность движения, как бы виртуально растягивая колесную базу. А в городской тесноте, на парковке, где особо не разгонишься, электроника рулит задними колесами в противофазе с передними на угол до 5 градусов, сокращая тем самым необходимое для маневров пространство.
29_a6-allroad_am0419-01.jpg
Спортивный же дифференциал пригодится при активном вождении: в отличие от самоблокирующихся механизмов, это устройство способно еще и ускорять по ситуации левое либо правое колесо, реализуя, выражаясь авиационным языком, управляемый вектор тяги. Результат — автомобиль куда проворнее атакует вираж и лучше держит дугу. Причем сложные процессы происходят без участия водителя, он лишь удивляется тому, что такая крупная машина умеет двигаться столь однозначно и «воздушно», без напряжения. Дирижирует высокотехнологичными компонентами шасси модуль ECP (Electronic chassis platform), объединяя настройки спортдифференциала, адаптивных подвесок, прогрессивного рулевого управления в шесть комплексных программ меню Audi drive select: automatic, comfort, dynamic, efficiency, allroad и lift.

Один дизель, один бензин

Другой важный момент в портрете универсального автомобиля с прицелом на вояжи в стиле «гран туризмо» — подбор двигателя. Он не имеет права быть слабым, равно как и слишком расточительным по расходу топлива. Поэтому выбор создателей A6 allroad четвертого поколения пал на тяговитый, однако экономичный турбодизель 3.0 V6 TDI, а также мощный и престижный бензиновый двигатель 3.0 V6 TFSI. Модификация 45 TDI развивает 249 л. с. и 600 Нм, исполнение 55 TFSI — 340 «лошадей» и 500 Нм. Вспомните, на самом первом allroad бензиновый V8 рабочим объемом 4,2 л не мог похвастаться такой отдачей. Очевидно, при подобной энерговооруженности с динамикой проблем у A6 allroad нет. С любым двигателем универсал достигает ограниченной электроникой максимальной скорости 250 км/ч. Вопрос лишь в том, как проворно машина доберется до предела: самый быстрый вариант 55 TFSI, к примеру, разменивает первую сотню за мимолетные 5,5 с, однако и версия 45 TDI уверенно выполняет это стандартное упражнение за 6,1 с.
При этом бензиновая версия использует технологию mild hybrid (MHEV). Стартер-генератор мощностью 8 кВт (без малого 11 л. с.) с ременным приводом и отдельной электросетью напряжением 48 В позволяют не транжирить при замедлениях энергию в тепло, а запасать ее в литий-ионной батарее емкостью 10 А·ч и применять, когда в этом обозначится необходимость. Кроме того, система расширяет функционал ассистента «старт-стоп», позволяя глушить работающий вхолостую двигатель на скоростях до 22 км/ч. Испытания показывают: в реальных условиях экономия по топливу достигает 0,4 л/100 км.
30_a6-allroad_am0419-01.jpg

Статусная практичность

Любопытно, что, выбрав двадцать лет назад формат универсала, A6 allroad так и не трансформировался с годами в кроссоверный образ, когда легковой автомобиль стараются сделать нарочито похожим на внедорожник. И в этом еще одно преимущество модели: такой Audi самобытен, не пытается слиться с массой. Причем с практичностью все равно полный порядок. Даже в базовом варианте багажник вмещает 565 л при загрузке до шторки, а если изучить варианты трансформации, то тетрис с расстановкой приоритетов между количеством пассажиров и их поклажей сильно упрощается. Спинка заднего дивана разделена на три части в пропорции 40:20:40 — удобно комбинировать пространство. Органайзеры облегчают крепление поклажи. А в предельном варианте A6 allroad готов принять на борт 1680 л — и это под крышей, а еще есть возможность закрепить бокс для путешествий (или, допустим, велобагажник) снаружи, на штатных рейлингах. Приятный бонус — сервопривод пятой двери уже в базовой комплектации, а показатель уверенности в пути — возможность тянуть за собой прицеп массой до 2,5 т.
Именно такие нюансы регулярно напоминают о высоком статусе A6 allroad, ведь если говорить о непосредственном окружении водителя и пассажиров, раз за разом вспоминаешь не только бизнес-седан A6, но и представительский А8.
В стандартном исполнении универсал предлагает практичный комбинированный темный салон — ткань в сочетании с материалом mono.pur 550. Опция за доплату — первоклассная перфорированная кожа Valcona. Дополняют настроение декоративные вставки — от базовых серых до опциональных деревянных (три вида) или алюминиевых.
«Крылатому» металлу в портрете нового A6 allroad вообще отведена не последняя роль. Например, для украшения кузова доступен пакет aluminium, а многочисленные индивидуальные предложения для апгрейда интерьера у дилера включают в том числе металлические накладки на педали. Рискнем предположить, с такой палитрой аксессуаров пару одинаковых универсалов повышенной проходимости еще предстоит поискать: от контрастной прострочки до спортивных кресел с отделкой престижной и практичной «Алькантарой», от порогов с подсветкой до пакета внешней отделки блестящего черного цвета, когда черными будут даже кольца на эмблеме, A6 allroad готов к самым экзотическим запросам и вкусам. Трогательный штрих: из 13 доступных цветов кузова один полностью оригинальный, зеленый Gavial, отсылает к характерному фирменному колеру самого первого Allroad 1999 года.
33_a6-allroad_am0419-01.jpg

Цифровое окружение

Практическая сторона комфорта также выверена до мелочей. Само собой, при длине под 5 м, колесной базе без малого 3 в A6 allroad не может быть тесно. Но бизнес-класс подразумевает нечто большее помимо свободного пространства — особую атмосферу. Вот почему универсал готов предложить роскошные мультиконтурные кресла с массажем и вентиляцией. Климатическую установку можно снабдить ароматизатором и ионизатором воздуха. В темноте правильное настроение поддержит элегантная контурная и фоновая подсветка, а унылое ожидание в заторах скрасят 19 динамиков и сабвуфер опциональной аудиосистемы Bang & Olufsen Advanced Sound System, способной доставить чистейший объемный звук даже на задние сиденья.
A6 allroad не остался в стороне от цифровых тенденций. По примеру A7 Sportback и седана A6 полноприводный универсал почти избавился от классических кнопок и переключателей. Климатической установкой и функциями комфорта заведует 8,6-дюймовая сенсорная панель, тачскрин покрупнее (диагональю до 10,1 дюйма) отвечает за развлекательную составляющую, а по заказу машину снабдят также виртуальным кокпитом — 12,3-дюймовой электронной комбинацией приборов, вид которой меняется по команде клавиш на руле, и проекционным дисплеем.
Впрочем, нажимать что-то — это уже тоже прошлый век. A6 allroad готов понимать речевые запросы, причем человеку не надо выучивать команды, автомобиль подстроится под естественный разговор. Вообще, умной электроники в A6 allroad так много, что ее пришлось для удобства покупателей разбить на тематические пакеты. К примеру, набор «Путешествие» подразумевает адаптивный круиз-контроль и систему аварийной автоматической остановки, а «Город» помимо комплекса безопасности Pre sense 360 еще и ассистент проезда перекрестков, систему предупреждения при открывании двери и мониторинга обстановки при движении задним ходом.
32_a6-allroad_am0419-01 (2).jpg

Праздничное издание

Но вернемся к юбилею, поскольку 20-летие A6 allroad стараниями дизайнеров Audi имеет прямое отношение к портрету автомобиля. Памятную дату в Ингольштадте отметили выпуском особой серии 20 years allroad. Такие машины окрашивают только в три цвета — коричневый Soho, белый Glacier и уже упомянутый «исторический» зеленый Gavial. И в любом случае лимитированная модель располагает расширенным пакетом черной отделки.
Темной краской покрыты даже кольца на решетке радиатора с характерными вертикальными планками и корпуса боковых зеркал. Завершают внешние отличия оригинальные 19-дюймовые колесные диски. Внутри коллекционного универсала — опять же черные спортивные кресла с отделкой кожей и «Алькантарой», а чтобы атмосфера не казалась излишне строгой и мрачной, интерьер украсили алюминиевыми элементами и порогами с подсветкой.
Получается, день рождения — не такой уж и грустный праздник, если чтить наследие, не забывая заглядывать в будущее и помнить о своем предназначении. Практика Audi A6 allroad quattro наглядно показывает, что автомобили «не для каждого» даже в унифицированном мире могут быть успешными.
Audi A6 allroad quattro: факты и цифры
Модель 
45 TDI 
55 TFSI
Двигатель 
V6, турбодизель

 V6, бензиновый, с турбонаддувом, гибридный привод mild hybrid  

Рабочий объем, см3
2967
2995
Мощность, л. с. при об/мин
249/3000–4500
340/5000–6400
Крутящий момент, Нм при об/мин
600/1500–2750
 500/1370–4500
Коробка передач
8-ст., tiptronic
7-ст., S tronic
Длина/ширина/высота, мм
4951/1902/1497–1542
4951/1902/1497–1542
Разгон 0–100 км/ч, с
6,1
5,5
Максимальная скорость, км/ч
250*
250*
Привод
полный, quattro
полный, quattro ultra
Снаряженная масса, кг
1860
1945
*Ограничена электроникой.