Audi S8: всё включено

Без малого четверть века насчитывает история роскошных представительских седанов Audi А8. За это время сменилось четыре поколения модели, и каждое из них неизменно сопровождалось выходом особой модификации, возводящей в абсолют не только комфорт или престиж, но также скорость и удовольствие от вождения. По традиции они получают обозначение S8, а вместе с ним — уникальный сплав высоких технологий. И всё же столь совершенной, как сейчас, эксклюзивная «заряженная» версия ещё никогда не была.

ТЕКСТ: Юрий Урюков, «Motor1 Россия» ФОТО: AUDI AG

Ведомые и ведущие


Мы привыкли считать кроссоверами автомобили внедорожного плана — предельно практичные легковые модели, которых наделили смелостью бороться с дорожными невзгодами и научили не бояться выездов на природу. Но на самом деле практика индустрии показала, что смешение жанров допустимо и в, казалось бы, самых неожиданных плоскостях. Ведь потребности людей не ограничиваются активным отдыхом, иногда необходимо сочетание совершенно других, подчас противоречивых качеств, вовсе не связанных с повышением проходимости.

Audi S8 появился спустя всего два года после дебюта самого первого A8. И сразу стал героем культовой киноленты «Ронин».

Причем на эксперименты готовы даже в самом статусном и, как принято считать, весьма консервативном сегменте рынка — представительских седанов. Вот почему спустя всего пару лет с момента дебюта Audi A8 на Женевском автосалоне 1994 года на свет появился седан с литерой S, которой уже тогда отмечали автомобили марки Audi со спортивным уклоном. Внешне такая модификация, за исключением характерных нюансов вроде алюминиевых корпусов внешних зеркал и раскатистого «четырехствольного» выпуска, почти не отличалась от базовой, да и высоким уровнем комфорта тоже не была обделена. А вот динамика модели была поднята инженерами на принципиально иной уровень.

Мощный мотор, фирменный полный привод quattro, особая подвеска и роскошное оснащение — этот незабываемый портрет S8 марка Audi сохраняет уже четыре поколения.

Алюминий, мощность и кино

Вообще, идея добавить агрессии солидному седану в инженерном плане казалась заманчивой многим. Легкий и жесткий алюминиевый кузов-монокок ASF (Audi Space Frame) уже тогда выгодно выделял флагмана Audi на фоне грузных конкурентов. Автомобиль снабдили форсированным до 340, а позднее и до 360 л. с. 4,2-литровым бензиновым V8, полным приводом, заниженной подвеской с оригинальными пружинами и амортизаторами, доработанным рулевым управлением. Эту концепцию настолько тепло приняли клиенты, что в общих чертах портрет S8 остается неизменным и в новом, четвертом поколении.

Но зачем столь серьезный скоростной потенциал представительскому седану, владелец которого, как правило, передвигается на заднем ряду сидений? Пожалуй, самый точный ответ дал персонаж культового среди любителей автомобильных погонь блокбастера «Ронин» со знаменитыми актерами Робертом Де Ниро и Жаном Рено. На вопрос, какая универсальная машина нужна водителю-профессионалу для серьезного и ответственного дела, связанного с похищением у вооруженных бандитов практически бесценного груза, тот отвечает: «Что-нибудь очень быстрое...» И тут же добавляет: «Audi S8...»

800 HM — столь сильным Audi S8 ещё никогда не был.

А ведь и правда удобно получается. Особый статус выгодно выделяет S-вариант на фоне прочих исполнений флагмана Audi. По комфорту спортивная «восьмерка», как минимум, не уступает базовой версии, а кое в чем и превосходит традиционный седан (почему — скажем чуть позже). Ну а насчет динамики и говорить не приходится.

К примеру, S8 первого поколения был способен покорить первую сотню за пять с небольшим секунд и запросто набирал 250 км/ч. Иными словами, держать в гараже проворное, однако не всегда практичное спорткупе стало не такой уж великой необходимостью у состоятельных любителей активного вождения. Закончил дела, отпустил шофера — и сам смакуешь скорость без риска помять костюм и заработать косые взгляды за несолидное ребячество.

Первый гибридный

За последние 24 года под капотом Audi S8 побывали разные двигатели, включая исполинский 5,2-литровый V10, сходный по конструкции с «сердцем» суперкара Lamborghini Gallardo. Но сегодня экологическая обстановка в мире такова, что силу необходимо применять грамотно, сбалансированно сочетая с эффективностью, поэтому модель нового поколения снабдили современным мотором 4.0 TFSI: при конфигурации цилиндров V8 он за счет двойного турбонаддува, прямого впрыска, системы изменения фаз газораспределения на впуске и выпуске выдает 571 л. с.

Вроде бы не рекорд: в истории S8 случались варианты куда мощнее, за 600 сил. Однако не стоит искать подвох или подозревать Audi в отказе от прежних идеалов. Во-первых, вектор очевиден: всего за четыре поколения энерговооруженность модели выросла почти в два раза! Во-вторых, акцент теперь сделан на другом показателе. Во главу угла поставлен крутящий момент, по которому нынешний скоростной представительский седан стал действительно недосягаемым.

800 Нм — это больше, чем, к примеру, у лимитированной специальной версии S8 plus предыдущего поколения (даже в кратковременном режиме форсажа, называемом «овербуст»). Вот почему потенциал солидного 5,2-метрового седана массой за 2 т удивляет, если не сказать больше — шокирует.

Неуловимые 3,8 с до сотни и 250 км/ч ограниченной электроникой максимальной скорости — не каждый суперкар способен на такое. В том числе из-за этого в качестве опции для S8 заготовили особую тормозную систему с карбон-керамическими дисками: перегреть такие механизмы очень сложно, весят они почти на 10 кг меньше обычных и обеспечивают предельно цепкую хватку — хоть на трек выезжай. А чтобы вместить роторы диаметром без малого полметра, в арсенал S8 входят оригинальные легкосплавные колеса размером до 21 дюйма (при этом в стартовом исполнении в России предлагаются 20-дюймовые).

Карбон-керамические тормоза пришли из профессионального автоспорта: по выносливости и цепкости им нет равных.

Что касается эффективности, то весьма скромного среднего расхода топлива 11,3–11,4 л/100 км добились как уже ставшими классическими конструктивными мерами вроде частично отключаемых на малых нагрузках цилиндров двигателя, так и свежими инженерными ноу-хау. Впервые S8 стал полноценным «мягким» гибридом (MHEV) со вспомогательной 48-вольтовой электросетью (основная осталась привычной 12-вольтовой) с питанием от отдельной литий-ионной батареи в багажнике. Ременный стартер-генератор расширяет функционал системы «старт-стоп», быстрее запускает двигатель, позволяет дольше двигаться накатом, а в конечном счете экономит до 0,8 л бензина на каждые 100 км. Причем эта цифра получена не теоретическими расчетами, а практическими испытаниями в реальных условиях.

В новом режиме comfort+ спортивный седан научился наклоняться в сторону поворота наподобие мотоцикла — так пассажирам легче переносить боковые перегрузки.

Все ведущие, все управляемые

Если большой двигатель представительскому седану никогда не вредил (это один из основных показателей престижа), то над трансмиссией и ходовой частью S8 инженерам пришлось поработать куда серьезнее, поскольку в этом классе отдать предпочтение точности реакций в ущерб плавности и безопасности движения разработчики не имеют права. Противоречие разрешили радикальным образом: никаких компромиссов. Особая модель получила уже в стандартной комплектации полный спектр инновационных решений и технологий Audi.

Трансформируясь в восьмиступенчатой автоматической коробке передач tiptronic, тот самый рекордный крутящий момент могучего двигателя 4.0 V8 TFSI делится по осям посредством самоблокирующегося дифференциала. Устройство полностью механическое, управляющая электроника ему не нужна, а значит, при угрозе пробуксовки нет и малейшей задержки: тяга сразу же перераспределяется фирменной трансмиссией quattro на сторону с лучшим сцеплением с дорогой.

Компьютерное управление вступает в действие в поворотах, поскольку S8 по умолчанию снабжен полным приводом quattro со спортивным дифференциалом. Мы уже не раз сравнивали эффект от его применения с управляемым вектором тяги в авиации, и, пожалуй, лучшего пояснения не найти.

«Умный» агрегат на входе в быстрый вираж дополнительно ускоряет внешнее колесо, помогая крупному автомобилю встать на дугу с легким азартом избыточной поворачиваемости. Но если возникнет угроза заноса, энергичнее закрутится уже внутреннее колесо, тем самым стабилизируя машину.

Выбор не будет сложным: Audi S8 по умолчанию снабжён самыми передовыми технологиями марки.

Седан S8 расположен пусть к напористой, но отнюдь не хулиганской езде в скольжениях: больше удовольствия он дарит своему пилоту при академически точном, так называемом траекторном вождении. Не случайно в базовое оснащение включили полноуправляемое шасси. Напомним, на малых скоростях система способна слегка поворачивать задние колеса в противофазе передним, повышая тем самым маневренность и снижая сопротивление движению, а на высоких — доворачивать в одну сторону, как бы виртуально растягивая базу ради дополнительной устойчивости.

Шасси с даром предвидения

А самая главная драйверская инновация S8 касается подвесок. На особом седане они пятирычажные, пневматические, активные и даже с функцией предсказывания ближайшего будущего. Если фронтальная камера распознает явную неровность на предполагаемой траектории движения, электроника получает возможность заранее приготовить ходовую часть под названием Audi Al active suspension к встрече помехи, будь то «лежачий полицейский» или же глубокая яма. Для этого каждое колесо снабдили быстродействующими электромеханическими актуаторами, которые также помогают нивелировать клевки кузова при бодрых ускорениях и интенсивных замедлениях.

Вообще, способности прогрессивного шасси просто фантастические. К примеру, режим dynamic системы выбора настроек Audi drive select даже при самых жестких боковых ускорениях в быстрых поворотах не позволяет кренам выйти за пределы 2,5 градуса. Для сравнения: автомобиль на обычной подвеске приседает на бок в два раза серьезнее. Впрочем, S8 обучен и другому фокусу.

Если выбрать в меню настроек новый режим Comfort+, то машина начнет преодолевать изгибы дороги по-мотоциклетному, с наклоном во внутреннюю сторону виража на 3 градуса. Исследования показали, что при такой маленькой хитрости пассажиров меньше тревожит боковая сила.

До 38 ассистирующих систем обеспечивают Audi S8 устойчивый иммунитет к опасным ситуациям на дороге.

Таким образом передовые технологии исключили необходимость извечных инженерных компромиссов. S8 вообще полон примеров систем двойного действия. Так, бурлящий на разгоне приятными агрессивными нотками спортивный выпуск в спокойном темпе приглушается особыми заслонками, чтобы сочный звук не давил на уши людям, когда это неуместно.

Или взять мощную музыкальную установку Bang & Olufsen 3D Premium Sound System (17 динамиков и 16-канальный усилитель) — она способна не только выдавать чистейший концертный звук, но также умеет нейтрализовывать внешние дорожные шумы для поддержания в салоне уютной атмосферы. Даже посадка в S8 не проходит без проверки умений автомобиля: та самая активная подвеска, стоит прикоснуться к дверной ручке, приподнимает кузов на 50 мм, обеспечивая удобный вход на VIP-места.

Предупреждён со всех сторон

Перечень статусного оборудования займет не одну страницу, поэтому проще сказать, что своим внутренним наполнением особая версия флагманского седана Audi полностью соответствует высокому представительскому статусу. Этот автомобиль — как изделие искусной мануфактуры: оснащение ограничено лишь фантазией заказчика.

При этом за основу клиентам предлагается несколько вариантов оформления салона изысканной кожей Valcona или Unicum, «Алькантарой», эксклюзивными, только для S8, карбоновыми вставками с 3D-эффектом, матовым алюминием, деревом ценных пород и прочими премиальными материалами. Эргономичные кресла уже в стандарте наделены спортивным профилем, а по заказу снабжаются массажем и вентиляцией. В свою очередь места второго ряда можно оснастить электроприводом настроек, сенсорной панелью управления, различными мультимедийными устройствами. А вот автодоводчики дверей установлены по умолчанию.

За безопасность отвечают светодиодные матричные фары HD Matrix LED, система ночного видения, лазерный сканер, 5 радаров, 6 камер, 12 ультразвуковых сенсоров — в общей сложности до 38 ассистирующих систем под управлением центрального контроллера zFAS, в режиме реального времени контролирующего окружающую обстановку. Для удобства вспомогательный функционал разделен на два пакета: «Путешествие» и «Город». В первом акцент сделан на способностях адаптивного круиз-контроля по поддержанию дистанции, замедлении в пробках с последующим автоматическим началом движения, а также при аварийной экстренной остановке.


Виртуальную приборную панель S8 отличает особая графика интерфейса.

Уникальность S8 в том, что он соединил возможность реализации водительских амбиций с необходимым в высшем обществе статусом, не потребовав взамен компромиссов.

Во втором случае речь идет о комплексе «круговой обороны», когда автомобиль старается исключить опасные ситуации буквально со всех сторон. И если уж, например, боковой удар вдруг стал неизбежен, то снова выручит интеллектуальная подвеска. Она мигом поднимет борт машины на 80 мм, чтобы энергию столкновения принял на себя в том числе мощный порог.

Не ищите отличий от представительского А8, ведь S-версия тоже нацелена на комфорт высшей пробы.

Общение без кнопок

Полностью электронный водительский инструментарий MMI touch response, уже ставший привычным для современных моделей Audi, успел хорошо себя зарекомендовать благодаря прогрессивной начинке и интуитивно понятной логике интерфейса. Управление основными и вспомогательными функциями в S8 тоже доступно как в форме естественных голосовых команд, так и посредством сенсорных дисплеев. Автомобиль дает широчайшие возможности персонализации настроек, способен связывать человека с информационными потоками или, наоборот, окружать индивидуальным интерактивным пространством. Подача важной информации доверена опциональному проекционному дисплею и цифровой приборной Audi virtual cockpit, которую специально для спортивной версии снабди- ли особой S-графикой с алыми акцентами на 12,3-дюймовом дисплее, заменяющем уже привычную комбинацию циферблатов и экранов. К примеру, один из вариантов приборной доски — графический тахометр, дополненный при помощи MMI указателями текущей отдачи мотора по мощности и крутящему моменту. Ведь, как ни крути, сила V8 в этой машине дарит не меньше эмоций, чем релаксация на задних креслах.

Audi S8: факты и цифры
Двигатель
бензиновый, V8, с двойным турбонаддувом
Рабочий объем, см3
3996
Мощность, л. с. при об/мин
571 / 6000
Крутящий момент, Нм при об/мин
800 / 2000–4500
Коробка передач
8-ст., tiptronic
Длина/ширина/высота, мм
5179/1945/1474
Разгон 0–100 км/ч, с
3,8
Максимальная скорость, км/ч
250 (ограничена электроникой)
Привод
постоянный полный quattro
Расход топлива, л/100 км
11,3–11,4
Снаряженная масса, кг
2305