На суше и на море

Если вы не житель Санкт-Петербурга или не специалист по энологии, слово «Приорат» вам вряд ли что-то скажет. Скорее всего, встанет в ряду таких же смутно знакомых и когдато услышанных существительных типа «легат» или «дофин». За два дня и 500 км по дорогам Каталонии можно не только вспомнить отдельные страницы из курса истории средней школы, но и узнать множество новых и интересных фактов.

ТЕКСТ: Александр Фёдоров ФОТО: Audi Russia

На суше и на море

С Приоратом в Ленинградской области все просто: так именуется построенный по заказу императора Павла I в его имении в Гатчине оригинальный дворец, давший потом название парку и местности вокруг. А вот в энологии (если кто забыл, это наука о вине) Приорат — однозначно как законы Ньютона в физике: один из самых важных для всего мирового виноделия регионов. Быть может, не столь знаменитый, как Бордо, Шампань или Риоха, но не менее богатый на традиции, а главное — очень перспективный.

Каталонская вольница

Итак, находящийся на территории Испании примерно в 150 км от Барселоны, Приорат административно относится к автономной Каталонии, которую вполне можно было бы назвать испанской Баварией: столь богатых и самодостаточных во всех смыслах областей на территории Испании больше нет. В последние годы Каталония стала известна во всем мире своей активной борьбой за отделение от королевства. Население автономии составляет всего 16 процентов от всего количества проживающих в Испании, однако Каталония дает около четверти валового национального продукта страны. Почти 90 процентов всей продукции, производимой в области, реализуется на испанском рынке. В национальный бюджет область платит на 16 млрд евро больше, чем получает обратно, при этом парадоксальным образом долг области превысил 51 млрд евро.

Не вдаваясь в тонкости политического и экономического устройства, а также в выяснение, больше в Каталонии сторонников независимости или меньше, отметим, что каталонских желтых ленточек и флагов полным-полно на местных заборах и стенах домов. Они сигнализируют путешественникам о том, что хоть вы и на территории Испании, но в первую очередь — в Каталонии.

Монастырская лоза

Многовековые традиции, культура нескольких стран и множество легенд — все это смешалось в Приорате. Впрочем, ничего удивительного: самые вкусные вина издавна получали путем купажирования, то есть смешивания нескольких видов вина из разных бочек. Делать «просто вино» тут стали, видимо, около 2 тыс. лет назад, когда Пиренейский полуостров захватили римляне. Те знали толк в изготовлении и потреблении хмельных напитков, а также в выращивании винограда, поэтому первые лозы сюда привезли, скорее всего, с территории нынешней Италии. Несколько веков спустя, когда земли нынешней Испании оказались под властью чтущих Коран арабов-мусульман, виноделие по понятным причинам не развивалось. Важнейшую для региона роль сыграл приход на эти земли в середине XII века католических монахов из ордена картезианцев. Известные производством и продажей ликера «Шартрез» (это именно они его придумали и продавали по всей Европе), трудолюбивые монахи из Гренобля основали монастырь Скала Дей и высадили новые виноградники.

Название «Приорат» возникло в данном случае потому, что приор, настоятель монастыря, являлся одновременно и феодальным лордом близлежащих поселений, то есть Приорат — буквально «владения приора». Для причастия монахам было нужно вино не абы какое, а хорошее. Так что первыми серьезными селекционерами лозы в Приорате стали именно они, картезианцы из Франции. С годами монастырь рос и расширял свои владения, в том числе и виноградники, и продолжалось это вплоть до 1835 года. С отменой инквизиции на волне антиклерикальных настроений монастырь был разграблен крестьянами из соседних деревень, а монахи бежали, бросив все. Не правда ли, напоминает некоторые страницы из отечественной истории?..

Сегодня восстановление руин монастыря Скала Дей — программа, которая финансируется из бюджета женералитета, то есть правительства автономной области. Судя по тому, что восстановить удалось пока совсем немного, программа продлится еще не один год и даже не одно десятилетие. Будете в Приорате — не пожалейте часа времени и нескольких монет, прогуляйтесь по полуразрушенному монастырю. Посмотрите на сохранившиеся с XII века в буквальном смысле красные (это цвет местных скал) стены собора, зачерпните кристально чистой воды из водовода, построенного умелыми монахами, пройдите по темным и из-за этого загадочным и мрачноватым кельям монахов, живших в полной аскезе и получавших пищу лишь раз в день через специальное отверстие в стене.

Монастырь Скала Дей.

Монастырь Скала Дей.

ПОКАЗАТЕЛЬ СТАТУСА — ПЕРВЕНСТВО В ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ

Главное — в деталях

В основе Audi e-tron лежит та же проверенная временем платформа MLB evo, на которой построены Audi Q7 и Audi Q8. Платформа замечательная: легкая и прочная структура из алюминия и высокопрочной стали горячей формовки. Прикрученный снизу батарейный отсек придает кузову дополнительную продольную и поперечную жесткость. Благодаря этому Audi e-tron превосходит кроссоверы того же класса по жесткости кузова на кручение на 40%!

Дополнительную прочность и безопасность электромобилю Audi e-tron придает особая конструкция батарейного отсека, разделенного алюминиевыми переборками на 36 ячеек. В каждой из них — литий-ионная батарея, набранная из плоских элементов. По сравнению с цилиндрическими «батарейками» такая форма обеспечивает компактность и способствует более эффективному охлаждению.

Потрясающую динамику (в спортивном режиме e-tron стартует с места до 100 км/ч всего за 5,7 с) обеспечивают два асинхронных электродвигателя суммарной отдачей 300 кВт. Передний двигатель развивает в пике 135 кВт, задний — 165 кВт. Такое соотношение выбрано неспроста: большая мощность и крутящий момент на задней оси — часть философии quattro. Именно благодаря асимметричному распределению тяги полный привод quattro дарит незабываемое удовольствие от вождения.

e-tron

Будущее: видимое и осязаемое

Кто сказал, что электромобиль обязательно должен быть аскетичным? В салоне нового Audi e-tron высокие технологии сочетаются с неподдельной роскошью натуральных материалов. Сенсорные экраны обрамлены настоящей кожей, деревом и алюминием.

Минимум обычных кнопок придает поверхностям салона Audi e-tron особую визуальную чистоту, подчеркнутую точностью линий их сопряжения. Погрузиться в современную реальность вам помогут цифровая приборная панель Audi virtual cockpit и мультимедийная система MMI navigation plus. А модуль LTE обеспечит постоянный выход в Интернет. Проводниками в увлекательный виртуальный мир станут помощница голосового управления Alexa от Amazon и два сенсорных дисплея MMI touch response диагональю 10,1 и 8,6 дюйма.

При этом e-tron традиционно для автомобилей марки Audi предлагает выверенную геометрию посадки в удобнейших креслах. Как обычно, можно выбрать несколько вариантов исполнения: от сидений с индивидуальной настройкой контура, чьи формы изменяются сервоприводами в широчайшем диапазоне, до спортивного интерьера S line со стильным рулем (как у спортпрототипов) и плотными «ковшами», обеспечивающими уверенную боковую поддержку в поворотах.

Привычная, то есть безупречная, эргономика и традиционное, то есть безукоризненное, качество материалов и отделки.

e-tron

Камеры смотрят в мир

Одна из ключевых инновационных особенностей Audi e-tron — опциональные камеры заднего вида с дисплеями в дверях, смонтированные вместо привычных боковых зеркал. Они не только улучшают аэродинамику, снижая коэффициент лобового сопротивления с 0,28 до 0,27. Подобные камеры позволяют по-новому взглянуть на вопрос обеспечения безопасности при маневрах. На дисплеях отображается гораздо больше информации, чем это позволяют обычные зеркала. Можно расширить зону обзора одним движением, достаточно провести пальцем по экрану, как на обычном смартфоне. Также привычным пользователю жестом можно мгновенно развернуть камеру в нужном направлении.

Помимо этого доступны «зеркалам» и ставшие уже традиционными функции, такие как side assist, то есть электронный ассистент перестроения. Когда перемещение из полосы в полосу абсолютно безопасно, обрамление дисплея горит зеленым. А как только сенсоры side assist фиксируют помеху, при включенном указателе поворота соответствующий дисплей вспыхивает красным.

Дисплеи успешно заменяют не только приборы, но и зеркала.

e-tron

Время, вперёд!

Пуск — нажатием на кнопку. На месте селектора трансмиссии — широкий подладонник с нефиксированным движком на левом торце. От себя — реверс. К себе — Drive. Еще раз к себе — S (Sport). Удобно!

К управлению разгоном — ни малейших претензий. Ключевой особенностью Audi e-tron является абсолютно линейная связь между перемещением педали акселератора и развиваемым ускорением.

Мощный электрорывок со старта может длиться целых 8 с. Это очень немало! Однако особый подход Audi состоит в том, что за это время e-tron заведомо может превысить скорость 130 км/ч, разрешенную в России лишь на отдельных участках дорог. И ограничение по продолжительности максимально интенсивного разгона связано не с разрядом батареи, а с температурой электродвигателей. Это своего рода гарантия, что 300 кВт будут доступны даже при 25-процентном заряде батареи. А еще — уверенность в абсолютной надежности.

Терморежиму электродвигателей и батареи Audi e-tron уделено самое пристальное внимание. Охлаждающая жидкость прокачивается сквозь полости внутри электромоторов и через разветвленную сеть каналов под батареей. А без малого 20-литровая система охлаждения вдобавок имеет собственный радиатор и завязана на отопитель салона (это позволяет в холодное время года тратить меньше электроэнергии на обогрев).

Зимой проблем не будет: Audi e-tron успешно выдержал заполярные испытания и заморозку в аэроклиматической камере при температуре минус 30 градусов по Цельсию. Тем не менее, когда столбик термометра опускается ниже минус 10, рекомендуется оставлять Audi e-tron во время стоянки подключенным к зарядному устройству. За счет электроэнергии от внешней сети автоматика не только будет поддерживать оптимальный терморежим батареи, но и заранее сможет прогреть салон к вашему приходу.

e-tron

AUDI E-TRON НЕУДЕРЖИМ В РАЗГОНЕ И РАССЕКАЕТ ВОЗДУХ С НЕОБЫКНОВЕННОЙ ЛЕГКОСТЬЮ

Силовой каркас батареи наделяет несущий кузов Audi e-tron экстрапрочностью: жесткость на кручение выше традиционной почти на 40 процентов.

e-tron

Рекуперируй это!

Все мы знаем, что при торможении кинетическая энергия просто переводится в нагрев дисков и колодок, а затем бесследно рассеивается в набегающем потоке воздуха. Audi e-tron при обычных плавных замедлениях способен полностью сохранить эти килоджоули и вернуть их в виде электроэнергии, которая пополнит заряд батареи. Это так называемая рекуперация. За нее отвечает электромеханический модуль iBRS. При замедлении менее 0,3 g он дает команду двум блокам управления, которые в зависимости от покрытия под колесами и других условий (например, в повороте) оптимальным образом распределяют усилие рекуперативного торможения между передней и задней осями.

Таким образом увеличивается запас хода, а машина остается под полным контролем водителя.

Впрочем, рекуперация в любой момент может быть дополнена. Тот же модуль iBRS отвечает и за бесшовное совмещение обычного «гидравлического» и «электрического» замедлений при более интенсивном торможении. Audi e-tron оснащен мощными вентилируемыми дисками и многопоршневыми моноблочными суппортами, способными выдержать без перегрева несколько экстренных остановок подряд с любой скорости, вплоть до максимальной.

Впрочем, зачем тратить энергию впустую? Если просто отпустить педаль акселератора, то e-tron будет рекуперативно замедляться с интенсивностью 0,15 g. Увеличить это значение до 0,3 g можно, даже не прикасаясь к педали тормоза, просто необходимо дернуть левый («минусовый») подрулевой лепесток.

Но! Расчет инженеров Audi показал, что наиболее эффективна не рекуперация, а накат. Во время свободного качения исключены неизбежные потери на нагрев батареи и двигателей. Не нужно тратить энергию на последующий разгон. Словом, сплошные плюсы.

e-tron

ВНЕ АСФАЛЬТА ЭТОТ АВТОМОБИЛЬ МОЖЕТ ТАК МНОГО, ЧТО ПОРОЙ ПРОВОЦИРУЕТ ВОДИТЕЛЯ

Эффективность без усилий

Искусственный интеллект пока не превзошел возможности человека. Но он уже способен реализовывать правильную тактику движения и принимать оптимальные решения. А раз так, почему бы не довериться «полуавтопилоту» Audi e-tron?

Адаптивный круиз-контроль сам вычисляет, что эффективнее в конкретный момент. Поскольку Audi e-tron и без водителя заранее знает, где тормозить, где ускоряться, благодаря данным от навигации и «общительной» дорожной инфраструктуры (там, где она обучена языку протокола Car2X). А система удержания в полосе не дает сбиться с курса на скоростном автобане. Словом, по пути из Абу-Даби до знаменитой арабской вершины Джебель-Хафит у меня была только одна забота — не уснуть на скорости 140 км/ч.

Даже на такой высокой скорости батарея за 150 км разрядилась лишь наполовину. Во многом благодаря прекрасной аэродинамике, что обеспечивает абсолютно плоское днище, где даже крепежные углубления пластиковой защиты спрофилированы для выравнивания воздушного потока. А еще Audi e-tron может похвастаться «аэродинамичным» дизайном колес и тремя секциями активных жалюзи спереди (одна из них отвечает за охлаждение тормозов).

На финише бортовой компьютер показывал запас хода 150 км. В сумме с пройденными полутора сотнями получалось 300. Иными словами, Audi e-tron — это наглядное доказательство, что ареал обитания электромобилей не ограничен пригородными поездками. На станции экспресс-зарядки мощностью 150 кВт можно пополнить запас энергии батареи на 80% всего за полчаса, причем коннектор стандарта CCS у Audi e-tron уже рассчитан на вдвое большую нагрузку.

Фирма Audi, к слову, стала одним из соучредителей проекта IONITY, в рамках которого вскоре будут построены мощные электрозаправки на всех основных европейских магистралях. Причем карточка интернет-аккаунта myAudi позволит заряжаться не только на них, но и от более чем 70 тыс. публичных розеток, что уже сейчас действуют в Европе.

А для владельцев гаражей предлагается 22-киловаттное настенное зарядное устройство. Оно позволит полностью восполнить запасы энергии Audi e-tron менее чем за пять часов.

В самых сложных ситуациях пневмоподвеска Audi e-tron позволит увеличить дорожный просвет со 172 до 202 мм.

e-tron

Управляемость без компромиссов

Где Audi e-tron по-настоящему великолепен, так это в горах. Почему? Тяжелая батарея, расположенная по центру, в сравнении с аналогичным автомобилем, оснащенным ДВС, обеспечивает идеальную развесовку, а также более низкий центр тяжести и малый момент инерции вокруг вертикальной оси.

Нанизывать повороты один за другим — вот призвание Audi e-tron! Особенно на такой классной дорожке, как подъем на гору Джебель-Хафит. Как на духу — это круче, чем австрийский Гроссглокнер! Ровные широкие повороты, минимум туристов в декабре и никакой полиции. Чистый кайф.

Audi e-tron — это квинтэссенция философии quattro о точной и надежной управляемости. В повороты он вкручивается, как штопор в мягкую винную пробку. На руле — чистое, как родниковая вода, реактивное усилие. А под тягой кажется, что законы физики если не изменились, то слегка пошатнулись. Нереальная хватка за дорогу!

Причем все это — вовсе не в ущерб проходимости. Вы ведь не забыли, что Audi e-tron еще и кроссовер? Многорычажные подвески по умолчанию оснащены пневмоэлементами и в режиме lift/offroad способны увеличить дорожный просвет с номинальных 172 мм до максимальных 202 мм. Многочисленные испытания на полигонах позволяют инженерам Audi утверждать, что в части внедорожных способностей Audi e-tron не уступает даже Q7.

А я могу уверенно говорить, что нет проигрыша и в комфорте. Будь то арабская грунтовка (очень похожая на дорогу до подмосковной дачи) или «лежачие полицейские», на всех типах неровностей Audi e-tron благодаря правильно подобранной жесткости пневмостоек, амортизаторов и сайленблоков способен обеспечить более чем достойную плавность хода. И энергоемкость у многорычажных подвесок стоическая — хоть сейчас на ралли-рейд.

Надо ли говорить, что Audi e-tron благодаря отсутствию шумов от двигателя внутреннего сгорания обладает целительной тишиной? Электромоторы заключены в мощный панцирь звукоизоляции, на днище уложены толстые шумопоглощающие маты. А в качестве опции — двойные стекла. Потому что лучший премиум-звук — это отсутствие посторонних звуков. Чтобы ничто не мешало насладиться работой опционной аудиосистемы Bang & Olufsen.

За рулем Audi e-tron появляется особое чувство. Словно ты разогнался, как электрон в сверхпроводнике, почти до скорости света. Ведь время согласно теории относительности на таких скоростях течет иначе. Ты абсолютно спокоен, никакого напряжения, а будущее накатывает на тебя стремительной лавиной. Видимо, в этом и состоит особая магия. Магия сверхпроводимости.

Audi e-tron 55 quattro: факты и цифры

e-tron
Снаряженная масса, кг
2490
Коэффициент аэродинамического сопротивления, Сх
0,27*
Дорожный просвет, мм
172
Передний электромотор
Асинхронный, переменного тока
Мощность, кВт
135
Крутящий момент, Нм
309
Задний электромотор
Асинхронный, переменного тока
Мощность, кВт
165
Крутящий момент, Нм
365
Емкость литий-ионной батареи, кВт·ч
95
Привод
quattro, постоянный полный
Максимальная скорость, км/ч
200**
Время разгона 0–100 км/ч, с
5,7
Средний расход электроэнергии, кВт·ч/100 км
22,5–26,2
Максимальный запас хода, км
417
*
С опциональными камерами заднего вида вместо зеркал.
**
Ограничена электроникой.