• Электрическая мобильность
    Электрическая мобильность
    Создание и развитие электрических транспортных средств имеет решающее значение для формирования устойчивой мобильности будущего во всем мире. Поэтому мы поставили перед собой задачу к 2025 году вывести на рынок 30 электрифицированных моделей. 20 из них будут полностью электрическими, с нулевым уровнем локальных выбросов CO₂. Для нас электрическая мобильность является ключевой составляющей стабильной и экологически безопасной транспортной системы.

Четыре ноль в вашу пользу
40 лет quattro: о тех, кто делал историю

Динамика и эмоции, уверенность и безопасность — всё это полный привод quattro. К талантливым людям приходит озарение. Но то, что гениальные решения рождаются сами собой, — сказка. Случайность, везение или даже озарение на самом деле — синергия различных сил, которые сошлись вместе. В нужном месте и в нужное время. Легендарная сегодня система Audi quattro тоже появилась не вдруг, и 40 лет эволюции знаковой для мирового автопрома технологии — это средоточие энергии прогрессивных менеджеров, высококлассных дизайнеров, бесстрашных гонщиков, умелых инженеров.

ТЕКСТ: Юрий Урюков, «Motor1 Россия» ФОТО: AUDI AG

Всюду жизнь


quattro

Утилитарный Volkswagen Iltis разрабатывала команда инженеров Audi. Армейский вездеход подсказал направле- ние мысли, но трансмиссию спортивного купе с приводом quattro сделали куда более прогрессивной. Самое главное — полный привод стал постоянным, а не подключаемым.

Создатели

Краткая история гласит о том, что в феврале 1977 года за столом собрались трое: инженер по шасси Йорг Бензингер, руководитель группы Вальтер Трезер и глава отдела разработок Audi Фердинанд Пиех. Первый, дескать, чуть ли не в шутку предложил поставить полный привод армейского вездехода Volkswagen Iltis на легковой гражданский автомобиль, второй с ходу придумал название quattro, третий волей начальника авантюру санкционировал. А дальше шестеренки амбициозного проекта закрутились как бы сами собой, что через три года привело к сенсации — дебюту серийного купе Audi Quattro на Женевском автосалоне.

В реальности все было куда сложнее. Начнем с того, что Бензингер был отнюдь не витавшим в облаках мечтателем. К моменту прихода в Audi в 1971-м он успел поработать и в Porsche, и в Mercedes-Benz, накопив огромный опыт проектирования и испытаний автомобилей самых разнообразных компоновок — от спортивной среднемоторной до классической заднеприводной. Вот почему Бензингера подключили к очень важному проекту — созданию внедорожника Volkswagen Iltis с трансмиссией 4×4 для бундесвера. И это стало последним элементом мозаики знаний: отныне преимущества и недостатки всех возможных на тот момент типов привода инженер знал не только в теории, но и на личной практике. И он оказался не одним таким профессионалом в команде.

Париж-Дакар

Незадолго до дебюта Audi Quattro его прародитель Volkswagen Iltis под управлением Фредди Коттулински победил в ралли- рейде «Париж — Дакар». Превосходство полного привода закрепили товарищи по команде, финишировавшие на втором и четвертом местах абсолютного зачета.

Во время зимних тестов Volkswagen Iltis в снежной Финляндии Бензингер с коллегой Роландом Гумпертом обратили внимание на любопытный факт. На скользкой дороге 75-сильный утилитарный вездеход, которому вообще-то суетиться не полагалось, с легкостью уезжал от более мощного переднеприводного Audi 80. Куда более быстрый по идее седан просто не мог реализовать потенциал двигателя из-за дефицита сцепления с покрытием. Разумеется, педантичные испытатели доложили о своих наблюдениях руководству, подкрепив слова соответствующими техническими аргументами.

Дальновидный Фердинанд Пиех (внук легендарного Фердинанда Порше), возглавивший конструкторский коллектив Audi в 1975 году, усмотрел в новаторском предложении инженеров-испытателей то секретное оружие, которое позволило бы марке разом утереть нос именитым конкурентам. При этом талантливому менеджеру хватило хладнокровия сохранить разработку в тайне даже от собственных боссов, чтобы демонстрацией сырого продукта не подорвать доверие к перспективной технологии.

Фердинанд Пиех

За минувшие сорок лет и привод quattro, и один из его «отцов- основателей» Фердинанд Пиех получили тысячи наград и званий.

Хронология quattro

  • 09_quattro40_am0220-03.jpg
    1977

    Построен первый прототип Allrad А1.

  • 09_quattro40_am0220-04.jpg
    1980

    Премьера серийного Audi Quattro на Женевском автосалоне. Audi — марка, Quattro — модель.

Audi 80

Создатели предвкушали спортивные успехи привода quattro, поэтому передовая модель Audi изначально задумывалась в кузове Купе.

Первый прототип под кодовым обозначением 262 строили в обстановке строжайшей секретности силами 12 человек команды Вальтера Трезера и буквально из подручных материалов. За основу взяли обычный Audi 80, в том числе и для того, чтобы не привлекать внимание зевак и шпионов при обкатке. А вот в испытания вложились по максимуму. И когда тщательная подготовка была завершена, мудрый Пиех очень грамотно организовал просмотр концепта руководством компании. Топ-менеджеров вывезли на перевал Туррахер Хое в австрийских Альпах и дали попробовать будущий Quattro лишь после того, как моноприводные конкуренты потерпели фиаско в штурме крутого (33%) обледенелого склона. Разумеется, экспериментальный Audi взял препятствие играючи, причем на обычных летних шинах и без цепей противоскольжения.

В том триумфе была немалая заслуга и тех, кто стоял за кадром — у чертежной доски. В их числе гениальный инженер-трансмиссионщик Франц Тенглер, который придумал систему «вал в вале», пропустив привод на передние колеса через полый вторичный вал коробки передач (силовой агрегат на самом первом Quattro стоял продольно). Именно это решение по большому счету сделало возможным применение всех ведущих на легковом автомобиле, кардинально решив проблему лишнего веса, шума и вибраций.

  • 11_quattro40_am0220-03.jpg
    1981

    Мишель Мутон на Audi Quattro становится первой женщиной, выигравшей этап чемпионата мира по ралли.

  • 11_quattro40_am0220-04.jpg
    1982

    Первый титул Audi Quattro в чемпионате мира по ралли.

  • 11_quattro40_am0220-05.jpg
    1982

    Audi 80 quattro делает полный привод доступным для массового покупателя. Слово quattro вскоре станет зарегистрированной торговой маркой.

Иными словами, рождение полного привода Audi происходило куда сложнее обычной беседы за обедом. И даже действительно придуманное Трезером звучное обозначение quattro могло остаться разве что в памяти инженера. Ведь отдел маркетинга всерьез планировал продвигать уже готовящуюся к серийному производству машину под именем Carat (это была в том числе сложная аббревиатура). Однако находчивому Вальтеру удалось переубедить коллег из штаб-квартиры, продемонстрировав им... флакон дешевой туалетной воды с таким же названием. Больше к этому вопросу не возвращались. Достойный автомобиль и название заслужил достойное.

Всюду жизнь

Гонщики

Совсем не факт, что мы бы сегодня отмечали юбилей quattro, если бы опыт инженеров и талант менеджеров не помножились на еще один фактор, казалось бы, отвлеченный и малозначимый. В 1979 году, когда предсерийные прототипы будущего Quattro уже вовсю наматывали километры по полигону, на трассы мирового чемпионата по ралли допустили полноприводные автомобили. И... поначалу ничего не изменилось: ведущие команды полагали, что игра не стоит свеч. Мол, трансмиссия 4×4 слишком утяжелит и усложнит «боевую» технику, да и для легализации гоночной машины пришлось бы выпустить дорожную серию для свободной продажи. Но в уже сформированном заводском коллективе Audi под руководством упомянутого выше Вальтера Трезера считали иначе. Первый же пробный выезд Quattro стал тихой сенсацией. На ралли Алгарве в Португалии финский пилот Ханну Миккола привел судейский «нулевой» автомобиль к финишу, виртуально выиграв 24 из 30 спецучастков. По меркам чемпионата мира это был бы тотальный разгром, учиненный вдобавок на по сути опытной машине. Однако конкуренты не услышали ни этот, ни следующий тревожные для них звоночки, когда Quattro легко выиграл дебютную гонку в Австрии уже в основном зачете — и тоже с огромным преимуществом. Расплата за наивность пришла в первом полноценном для заводской команды Audi сезоне чемпионата мира — 1981. Именно тогда спортивный коллектив марки возглавил Роланд Гумперт, тоже участник тех самых исторических тестов Volkswagen Iltis, в ходе которых родилась идея quattro.

A6
  • 13_quattro40_am0220-02.jpg
    1984

    Победный дубль Audi в чемпионате мира по ралли: выиграны и личный, и командный зачеты.

  • 13_quattro40_am0220-03.jpg
    1984

    Для омологации гоночной машины в свободную продажу поступает 306-сильный Audi Sport quattro.

  • 13_quattro40_am0220-04.jpg
    1986

    Серийный Audi 100 CS с системой quattro второго поколения въезжает на горнолыжный трамплин с уклоном 80%.

Фердинанд Пиех

В 1984 году на раллийные трассы вышел Audi Sport quattro — по сути совершенно новый гоночный автомобиль с композитным кузовом и укороченной колесной базой. Аналогичная модель повышенной мощности пополнила и «гражданскую» линейку. Различные вариации Audi Quattro записали на свой счет 23 победы на этапах чемпионата мира по ралли. И понеслось. Ханну Миккола побеждает на сложнейших этапах в Швеции и Великобритании. Ралли Сан-Ремо впервые в истории мирового ралли выигрывает полностью женский экипаж Мишель Мутон — Фабриция Понс. До сих пор это достижение девушек на Audi Quattro остается непревзойденным. О преимуществах полного привода заговорили все, но это было только начало триумфа. В 1982 году Audi кладет конкурентов на лопатки в категории автопроизводителей. В 1983-м Ханну Миккола становится чемпионом мира по ралли. А годом спустя Quattro делает дубль — берет золото и в командном зачете, и в личном. На этот раз отличился не менее легендарный гонщик из Швеции Стиг Бломквист.

Вальтер Рёрль

Двукратный чемпион мира по ралли Вальтер Рёрль выиграл свою последнюю гонку в WRC за рулем Audi Sport quattro S1, а спустя два года — в 1987-м — установил на специально подготовленном варианте этого автомобиля рекорд трассы «Пайкс-Пик».

Вальтер Рёрль

Завершив карьеру в ралли, полный привод quattro вскоре доказал превосходство технологий Audi и в кольцевых гонках.

Иными словами, Quattro стал символом 80-х, в том числе культовой раллийной эпохи — эпохи так называемой «Группы Б» для самых отчаянных пилотов и запредельно быстрых машин. Но когда «гонка вооружений» среди команд-лидеров привела к росту мощности моторов до полутысячи лошадиных сил и выше, организаторы сочли за благо отменить зачет. Как говорится, на всякий случай, поскольку жесткие аварии не заставили себя ждать... Однако легенда Quattro продолжила жить на других трассах, ведь полный привод для того и затевался, чтобы доминировать на самых разных сложных покрытиях. В 1987 году Вальтер Рёрль за рулем 600-сильного Audi quattro S1 ставит рекорд «Гонки в облака» — культового соревнования по подъему на холм Пайкс-Пик. Причем для марки это был уже третий подряд успех в Колорадо. Затем технология quattro меняет расстановку сил в различных кольцевых чемпионатах, демонстрируя возможности полного привода на асфальте. В 1988-м победный дубль оформлен в американском первенстве TransAM, год спустя Ханс-Йоахим Штук добивается семи побед в чемпионате IMSA GTO, а в 1990–1991 годах этот пилот на пару с Франком Биелой доминирует на этапах DTM.

1996-й — апофеоз успехов десятилетия. Audi A4 quattro Supertouring побеждает в кузовных чемпионатах Германии, Великобритании, Италии, Бельгии, Испании, Австралии и ЮАР. А вот 2000-е проходят под знаком «24 часов Ле-Мана»: заводская команда 13 (!) раз становится первой в самой жесткой гонке на выносливость, причем три победы принес Audi R18 e-tron quattro. Не осталась без внимания quattro и молодая, но очень зрелищная дисциплина. В 2016-м Маттиас Экстрём не оставляет соперникам шансов в чемпионате мира по ралли-кроссу, при этом его Audi S1 заслуженно получает титул самой быстрой машины сезона и выигрывает командный зачет.

превосходство технологий Audi
R18 e-tron quattro

13 раз заводская команда Audi выигрывала культовые «24 часа Ле-Мана». Три победы принес R18 e-tron quattro.

Audi 80
  • 15_quattro40_am0220-03.jpg
    1987

    Третий раз подряд Audi выигрывает знаменитую гонку Pikes Peak. Вальтер Рёрль на Audi Sport quattro S1 ставит рекорд трассы.

  • 15_quattro40_am0220-04.jpg
    1988

    Показан роскошный Audi V8. Впервые quattro научили работать с двигателем V8 и автоматической коробкой передач.

  • 15_quattro40_am0220-05.jpg
    1991

    Дебют концепта Avus quattro с полностью алюминиевым кузовом и мотором W12.

Автомобили

Модель Audi Quattro и полный привод Audi, получивший название quattro, — не одно и то же. 3 марта 1980 года стильное купе Audi Quattro с постоянным полным приводом, пятицилиндровым турбомотором мощностью 200 л. с. и разгоном до сотни за 7,1 с открыло новую эру на автомобильном салоне в Женеве. За что и получило со временем почетное обозначение Urquattro (от немецкого «изначальный», «первый в своем роде»). На протяжении 11 лет эта модель оставалась мечтой едва ли не всех любителей скорости, да и сегодня за легендой Audi, особенно в омологационном 306-сильном исполнении Sport quattro, гоняются коллекционеры. Но куда важнее другое: первый автомобиль не стал последним. Эффективная технология quattro (ее пишут с маленькой буквы) начала стремительно распространяться по модельному ряду марки, со временем подарив миру еще немало ярких разработок. Причем огромную роль в успехе сыграл тот факт, что следом за спорткаром постоянный полный привод передали буквально в народ, сделав инновацию доступной широкому кругу покупателей. Уже в 1982 году выходит Audi 80 quattro — первый крупносерийный легковой автомобиль со всеми ведущими колесами. Опыт огромного числа рядовых пользователей указал инженерам верный вектор дальнейшего развития quattro. В 1986 году дебютирует второе поколение полного привода Audi. Принципиальное новшество состояло в появлении межосевого самоблокирующегося дифференциала Torsen. Подробно о нем расскажем ниже, а пока отметим главное. Этому устройству не нужны хитрая электроника и внимание водителя, ведь крутящий момент распределяется автоматически. Чистая механика, пусть и похожая немного на магию. И снова на руку технологии сыграла наглядная демонстрация превосходства. Серийный Audi 100 CS quattro под управлением раллиста Харальда Демута покорил 80-процентный подъем лыжного трамплина в финском местечке Кайпола. Скользкий уклон в 37,5 градуса... В то время другой дорожный автомобиль едва ли смог бы повторить подобное. Рекламный ролик об этом врезался в память целого поколения.

превосходство технологий Audi
полный привод quattro

За пару лет полный привод quattro перешел со спортивной модели на массовые автомобили Audi, закрепив преимущество марки над конкурентами.

  • 17_quattro40_am0220-02.jpg
    1994

    Audi RS 2 quattro устанавливает новые стандарты в классе суперкаров.

  • 17_quattro40_am0220-03.jpg
    1995

    Впервые полный привод quattro сочетается с дизельным двигателем TDI.

  • 17_quattro40_am0220-04.jpg
    1996

    Audi A4 quattro выигрывает чемпионаты гран-туризмо в семи странах.

В 1988 году на Парижском салоне дебютирует роскошный представительский седан Audi V8. Прорыв заключался в том, что впервые постоянный полный привод quattro научили работать с автоматической коробкой передач и могучим восьмицилиндровым двигателем.

Умение инженеров Audi укрощать мощность на серийных моделях, с одной стороны, и громкие успехи в гонках — с другой, привели к рождению первого представителя спортивной S-серии. В 1991-м на рынок вышел Audi S2 с 220-сильным двигателем и, разумеется, полным приводом. А спустя еще три года мир удивил Audi RS 2 quattro, который стал воплощением девиза «Невозможное возможно». Как оказалось, динамика 315-сильного суперкара вполне удачно комбинируется с практичным универсальным кузовом.

Отчасти RS 2 quattro предвосхитил успех кроссоверов в самом широком понимании этого термина: автомобили на стыке жанров, синергия подчас противоречивых умений — постоянный полный привод отлично вписывался в смелую концепцию. В 2000 году на Женевском автосалоне дебютирует еще одна модель, которая заставила экспертов изрядно поломать голову над классификацией. Универсал Allroad quattro в защитном обвесе и с регулируемым посредством пневматической подвески клиренсом вне асфальта не уступал в проходимости внедорожникам, а на трассе легко обгонял неповоротливые вездеходы за счет мощных двигателей и точного шасси.

Купе S2

С этих моделей началась история знаменитых спортивных серий Audi. Купе S2 (красный автомобиль) представили в 1991-м, а суперкар RS 2 Avant — в 1994-м.

Audi

В 2005 году начались продажи первого в истории Audi роскошного SUV. Модель Q7 с тех пор стала ориентиром в своем классе, объединив в себе комфорт и динамику представительского седана с возможностями внедорожника. Но при этом с 1999 года постоянный полный привод стал доступен и на самых компактных моделях марки с поперечно расположенным мотором — А3 и ТТ.

Широчайший ассортимент — одна из причин того, что за 40 лет покупателей нашли свыше 10,5 млн автомобилей с технологией quattro. И сегодня линейка Audi предлагает более 150 модификаций со всеми ведущими колесами, включая передовые электромобили линейки e-tron с оригинальной полноприводной трансмиссией на основе электрических двигателей.

За 40 Лет Audi выпустила свыше 10,5 млн автомобилей с полным приводом quattro.

  • 19_quattro40_am0220-01.jpg
    1999

    Представлен полный привод quattro на основе многодисковой муфты для компактных моделей с расположенным поперечно мотором.

  • 19_quattro40_am0220-02.jpg
    2000

    Дебютирует Audi allroad quattro — внедорожный универсал с регулируемым клиренсом.

  • 19_quattro40_am0220-03.jpg
    2005

    На рынок выходит Q7, первый роскошный внедорожник Audi.

Дизайнеры

«Придумай что-нибудь для трансформации идеи первого в мире полноприводного спорткара в визуальную форму». Таково было дебютное задание для молодого британца Мартина Смита после его прихода в Audi. Учитывая важность проекта, слова Фердинанда Пиеха следовало понимать примерно как ультиматум: пан или пропал. Вдобавок творческую свободу дизайнера сильно ограничивали технологические требования. К тому моменту кузов «донорского» купе Audi 80 (нарисованного, к слову, маэстро Джорджетто Джуджаро) почти подготовили к выпуску, и менять конструктив было поздно. «На раскачку времени не оставалось. О чем Пиех мечтал в выходные, команда Audi начинала делать в понедельник», — вспоминал Мартин. Тем не менее Смиту удалось на основе принятой к производству силовой структуры создать действительно самобытный облик, который сам по себе стал легендой наравне с техническими инновациями Urquattro.

Дизайнеры
смелые эксперименты

Серьезные возможности quattro вдохновляли дизайнеров на смелые эксперименты в облике автомобилей Audi.

 Avus quattro

Этот успех скептики могли бы назвать случайным, но в 1991 году посетители Токийского мотор-шоу увидели еще одно наглядное подтверждение таланта Смита. В соавторстве с американцем Джеем Мэйсом Мартин создал потрясающий Avus quattro — один из самых эффектных в истории Audi концепт-каров. Стремительный суперкар соединил в себе дух исторических гоночных болидов Auto Union 1930-х годов и передовые инженерные решения вроде мотора W12 или полностью алюминиевого кузова. Причем технология Audi Space Frame (прочная пространственная структура) уже через три года пошла в серию на представительском седане A8.

  • 21_quattro40_am0220-03.jpg
    2005

    Audi RS 4 quattro примеряет третье поколение самоблокирующегося дифференциала с асимметричным распределением тяги.

  • 21_quattro40_am0220-04.jpg
    2006

    Среднемоторный суперкар Audi R8 получает уникальную схему quattro.

  • 21_quattro40_am0220-05.jpg
    2008

    Трансмиссию Audi S4 quattro дополнил активный спортивный дифференциал, регулирующий тягу на задних колесах.

Audi TT первого поколения не только примерил новый тип quattro, но и стал признанным шедевром автомобильного дизайна двухтысячных годов.

Незадолго до Avus quattro дебютировал и другой интересный прототип. Соавтором смелого стиля среднемоторного Quattro Spyder выступил Петер Шрайер, человек, который пришел в компанию еще студентом в далеком 1978-м. Неудивительно, что за долгую карьеру художник сполна проникся ценностями бренда, это помогло в скором будущем при создании таких знаковых моделей, как Audi A2, A3, A6, A8, TT первого поколения. Причем облик спорткара TT специализированное издание Car Design News в 2006-м назвало одним из самых значительных достижений современного дизайна. В 2005 году шеф-дизайнером Audi становится на тот момент уже знаменитый итальянец Вальтер де Сильва. Именно он приложил перо к портрету совершенно разных по назначению серийных автомобилей, объединяли которых две вещи: полный привод quattro и ключевое место в истории компании. Это внедорожник Q7, купе A5 и среднемоторный суперкар R8. Urquattro и технология quattro в 2010 году отмечали 30-летие. Неожиданным, но приятным подарком фанатам марки стал представленный на автосалоне в Париже прототип quattro concept, созданный под руководством нового главы центра стиля Audi Вольфганга Эггера. В концепт-каре настолько органично переплелись исторические мотивы и прогрессивная мода, что автомобиль едва не пошел в мелкосерийное производство.

Дизайнеры
  • 23_quattro40_am0220-03.jpg
    2010

    Audi RS 5 демонстрирует quattro с новым центральным дифференциалом с коронными шестернями.

  • 23_quattro40_am0220-04.jpg
    2014

    Audi R18 e-tron quattro третий раз подряд побеждает в «24 часах Ле-Мана».

  • 23_quattro40_am0220-05.jpg
    2016

    Audi A4 allroad quattro начинает историю моделей с интеллектуальным полным приводом quattro ultra.

30-летие Urquattro

На 30-летие Urquattro дизайнеры Audi удачно переосмыслили облик легендарного купе.

смелые эксперименты

Марк Лихте занял пост руководителя Audi Design в 2014-м. На его долю выпала важнейшая миссия: соединить наследие марки с завтрашним днем — прогрессивными электрическими технологиями. И сначала концепт 2015 года, а затем и серийный вариант e-tron quattro успешно выполнили задачу. Разумеется, любой из этих одаренных художников имел собственное видение и неповторимый стиль, но объединяло первоклассных мастеров главное — страсть к творчеству при четком фокусе на конечный результат. Вот почему каждый из автомобилей quattro получал цельный, запоминающийся образ, подчас опережавший свою эпоху.

Технологии

Постоянный полный привод с возможностью принудительной блокировки межосевого и заднего межколесного дифференциалов — так описывал первый вариант quattro инженерный язык. Не слишком просто, правда? Вот и от водителя тогда требовались определенные умения, чтобы эффективно реализовывать все преимущества передовой трансмиссии. И ладно гонщики, им по долгу службы положено знать, как, когда и на что нажимать, за какие рычаги дергать. Обычным потребителям было сложнее освоиться, а поскольку Audi разрабатывала quattro прежде всего для широкой аудитории, то уже в 1986-м появилось второе, улучшенное поколение фирменного полного привода. Говорят, Йорг Бензингер задумывал применить так называемый дифференциал повышенного трения еще во время испытаний первых прототипов. Но на отработку конструктивных нюансов потребовалось время. Зато в итоге покупатели Audi получили систему, принцип которой предельно прост и действует до сих пор: выбирай курс, остальное автомобиль сделает сам. Иными словами, с тех пор крутящий момент распределялся по колесам автоматически, без участия человека. Отвечало за это хитрое устройство под названием Torsen (от английского torque sensing — чувствительный к моменту). Особенность такого червячного межосевого дифференциала в том, что сложная электроника ему не нужна, блокировка срабатывала полностью механически, едва хотя бы одна покрышка начинала пробуксовывать. Именно поэтому узел подобного типа также называют самоблокирующимся. В зависимости от состояния дороги на каждую из осей quattro второго поколения мог подать до 75% тяги.

технологии


Межосевой самоблокирующийся дифференциал Torsen

Межосевой самоблокирующийся дифференциал Torsen работает полностью автоматически, помощь электроники ему не нужна. С годами дифференциал тоже совершенствовался: менялись конструктивные нюансы, характеристики и так далее. Но главное оставалось неизменным: система реагировала на сложное покрытие моментально, плавно и точно вне зависимости от того, кто сидит за рулем. Новичок получал стабильность и безопасность, профессионал — поистине широчайшие возможности для удовлетворения водительских амбиций. И со временем умения quattro становились все шире. Стремительное развитие автомобильной электроники привело к тому, что в 1994-м Torsen получил союзника в лице системы EDS, реализующей программным образом преимущества блокировок межколесных дифференциалов. А спустя еще три года полный привод интегрировали в обширную сферу ответственности ESC — системы поддержания курсовой устойчивости. Так автомобили Audi стали еще стабильнее, еще быстрее, еще безопаснее.

  • 25_quattro40_am0220-01.jpg
    2018

    С показом серийного электромобиля Audi e-tron открывается новая эра в эволюции quattro.

  • 25_quattro40_am0220-02.jpg
    2019

    Гонщик Маттиас Экстрём покоряет на Audi e-tron quattro 85-процентный уклон горнолыжной трассы в Китцбюэле.

  • 25_quattro40_am0220-03.jpg
    2020

    Audi e-tron S и e-tron S Sportback получают полный привод quattro на основе трех электромоторов с изменяемым вектором тяги.

Сегодня quattro — не просто полный привод, а очень сложная система: комбинация электронных и механических компонентов.

Неудивительно, что в ответ на запросы рынка полный привод quattro к рубежу тысячелетия распространился практически на весь модельный ряд Audi. Все ведущие колеса комбинировали с бензиновыми и дизельными моторами, механическими и автоматическими коробками передач, разными кузовами и моделями порой полярного назначения: от могучих спорткаров до компактных городских автомобилей. Специально для таких машин с поперечно расположенным мотором марка разработала особый вариант quattro с многодисковой фрикционной муфтой, способной плавно дозировать тягу на задних колесах. При этом на среднемоторном суперкаре Audi R8 второго поколения аналогичное устройство использовали, наоборот, для регулирования степени участия в движении передней оси. С тех пор обе разновидности quattro развивались параллельно, пока в 2010 году инженеры не изобрели для замены заслуженного «Торсена» альтернативный узел. Устройство с так называемыми коронными шестернями работало по схожему принципу, распределяло крутящий момент не менее эффективно, но при этом отличалось сокращенной массой и размерами. И чтобы у фанатов quattro не оставалось сомнений в правильности перемен, дебютировал новый самоблокирующийся дифференциал на очень серьезном автомобиле — 450-сильном купе Audi RS 5.

комбинация электронных и механических компонентов
quattro ultra

Оцените, насколько плотная компоновка у задней подвески Audi Q5 — каждый миллиметр на счету. И компактные узлы quattro ultra отлично вписываются в эту схему, экономя не только место, но и массу. А значит, и снижая расход топлива.

Очередной виток прогресса пришелся на 2016 год, когда был представлен интеллектуальный полный привод quattro ultra. Революционная концепция системы стала ответом на все более строгие требования по части экономичности и экологичности автомобилей. При этом инженерам Audi удалось решить новые задачи без ущерба для классических ценностей. О quattro ultra мы рассказывали не раз, но все же напомним, что система большую часть времени обеспечивает движение на переднем приводе. При этом электроника каждые 10 миллисекунд оценивает обстановку, опрашивает десятки датчиков, реагируя на изменение внешних условий подчас превентивно. Водитель ничего не почувствовал, но трансмиссия уже перешла в полноприводный режим — за моментальное подключение задних колес отвечают две специальные муфты.

И даже на этом итоги 40-летней эволюции quattro подводить рано. Сейчас к дебюту на российском рынке готовится полностью электрический внедорожник Audi e-tron, на котором полный привод реализован принципиально иначе: посредством уникальных технологий, опробованных на гибридных спортивных прототипах Audi R18 e-tron quattro,
трижды подряд выигрывавших культовую гонку на выносливость «24 часа Ле-Мана». Причем именно за рулем такого автомобиля одержал рекордную победу «мистер Ле-Ман» датчанин Том Кристенсен, который поднимался на высшую ступень пьедестала в общей сложности девять раз. А доверие гонщика такого уровня — лучшая рекомендация инновационным разработкам Audi.

Впрочем, одно мнение хорошо, а два лучше. Шведскому пилоту, чемпиону мира по ралли-кроссу и двукратному победителю серии DTM Маттиасу Экстрёму тоже не впервой подниматься на вершину гоночного олимпа, но даже он впечатлился собственным успехом, когда на Audi e-tron quattro покорил 85-процентный склон горнолыжной трассы в австрийском Китцбюэле. Тем самым доказав: пусть технологии стремительно развиваются, в основных принципах quattro компромиссы невозможны. Ни 40 лет назад, ни сегодня.