Властелин фотонов > Технологии > Новые автомобили Audi 2021-2022 | Официальный сайт Ауди в России

Властелин фотонов

Технологическое превосходство марки Audi прочно ассоциируется с полным приводом quattro, алюминиевыми кузовами, пятицилиндровыми рядными двигателями. С начала XXI века этот ряд пополнили инновации в светотехнике. Очередной прорыв на этом направлении осуществили электрический кроссовер Audi e-tron Sportback 55 quattro и последовавший за ним Audi e-tron S Sportback.

ТЕКСТ: Михаил Ярославцев ФОТО: AUDI AG

e-tron Sportback
Эффективность цифровых матричных фар e-tron Sportback 55 quattro проверялась в испытательном световом тоннеле под зданием штаб-квартиры Audi.

В XXI веке одной из визитных карточек Audi стала инновационная светотехника.

Символично: под 11-этажным зданием штаб-квартиры Audi в Ингольштадте обустроен крупнейший в Европе тоннель для испытаний автомобильной светотехники и работающих в связке с ней ассистирующих систем. Окрашенное в черный матовый цвет подземное сооружение длиной 120 м вошло в строй в начале 2015 года. К тому времени марка уже ярко проявила себя на поле технологий, побеждающих тьму.


Светлый путь

Именно с подачи Audi в автомобилестроении началась эпоха светодиодной (LED) головной оптики, отличающейся долговечностью, простотой конструкции и отсутствием инерционности, характерной для ксеноновых фар. В 2004 году второе поколение представительского А8 с топовым двигателем W12 примерило дневные ходовые LED-огни, а в 2008-м бескомпромиссный спорткар R8 первым в мире получил полностью светодиодные фары. Эти устройства получили возможность автоматически переключаться с дальнего на ближний во избежание ослепления водителей встречных и попутных автомобилей в 2010 году на А8 третьего поколения. А еще через два года на R8 дебютировали динамические указатели поворота, привнесшие в работу оптики фактор зрелищности. Что касается эффективности, то здесь обновленный в 2013 году А8 третьего поколения стал пионером применения технологии «умных» матричных LED-фар. Способные регулировать яркость каждого из 25 мощных светодиодов, они позволяли кроить пучок света фар по ситуации, в том числе на дуге поворота. Годом позже невиданную прежде дальнобойность позволили получить лазерные фары дальнего света, предложенные в качестве опции для спорткара R8 LMX.

Подготовленный для Франкфуртского автосалона — 2015 электрический кроссовер Audi e-tron quattro concept стал демонстрационной платформой, в частности, для оптики с использованием органических светодиодов (OLED). Они позволили сделать фару исключительно тонкой, а световой пучок — однородным. И уже в 2016 году серийный Audi TT RS получил задние фонари с технологией OLED. Дальнейшим развитием таких устройств в 2020 году стали цифровые OLED-фонари, способные варьировать дизайн световой подписи и ее яркость. Как это выглядит на практике? Взгляните на доступный на российском рынке обновленный кроссовер Audi Q5. А с 2021 года мы получили возможность оценить еще одну принципиально новую разработку Audi в области светотехники. Собственно, это уже не вполне фары в привычном смысле слова...

e-tron Sportback

Такое кино

Что общего у одного из первых фильмов братьев Люмьер «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» и новейшего серийного электрического кроссовера Audi e-tron Sportback 55 quattro? Вопрос, достойный финала года в телевикторине «Что? Где? Когда?». Правильный ответ: многослоен. Во-первых, в том же 1896 году, когда была снята документальная короткометражка, французский изобретатель, будущий авиаконструктор и пилот Луи Блерио предложил использовать на недавно появившихся автомобилях ацетиленовые осветительные приборы по типу уже устанавливавшихся на паровозах, один из которых запечатлен братьями Люмьер. Если применявшиеся до этого керосиновые и масляные светильники лишь обозначали в темноте первые «самобеглые коляски», то ацетиленовые светильники позволяли получить направленный световой пучок благодаря имевшемуся в их конструкции зеркалу. Зеркала — один из ключевых элементов и цифровых матричных LED-фар Audi e-tron Sportback 55 quattro. А в целом они — далекие потомки первого кинопроектора.

e-tron Sportback

В основе конструкции фар Digital Matrix LED — технология DMD, применяющаяся в индустрии видеопроекторов.

Эволюция синематографа братьев Люмьер прошла несколько стадий, прежде чем Audi решила использовать «проекционный» принцип в головной оптике своих топовых моделей. В 1973 году американский инженер-электрик Харви С. Натансон выдвинул идею создания видеопроектора с миллионами подвижных микрозеркал (DMD). Во второй половине 1980-х технологию микроэлектромеханических устройств доработал Лэрри Хорнбек, специалист в области физики твердого тела из компании Texas Instruments (Даллас, США). И хотя первым работающим DMD-устройством стал... принтер для авиабилетов, появление микрозеркальных видеопроекторов не заставило себя долго ждать.

Снятая с автомобиля Digital Matrix LED-фара действительно напоминает «родственника» — видеопроектор.

Снятая с автомобиля Digital Matrix LED-фара

Ключевой элемент DMD‑устройств — полупроводниковый чип со множеством микрозеркал.

полупроводниковый чип со множеством микрозеркал

Впрочем, таланты фар Digital Matrix LED этим не исчерпываются. При включенном ближнем они расстилают по ходу движения, в том числе при перестроениях Audi e-tron Sportback более яркий световой ковер. А выдерживать оптимальную траекторию на узких дорогах помогает ориентационная подсветка, обозначающая границы проезжей части за счет контрастного перехода между яркими и затененными секторами. В сочетании с системой ночного видения также доступна функция предупреждающего освещения пешеходов: выделяется определенная область, направленная на распознанных пешеходов, что снижает риск не заметить людей рядом с дорогой.

Digital Matrix LED
Digital Matrix LED-фары способны расстелить по ходу движения автомобиля световой ковер и четко обозначить границы проезжей части.
Варианты динамической анимации Digital Matrix LED

Варианты динамической анимации, создаваемые на стоянке Digital Matrix LED-фарами Audi e-tron Sportback 55 quattro.

Но вы не забыли, что технология DMD пришла из мира видеопроекторов? На стоянке автомобиль Audi с помощью фар Digital Matrix LED способен на асфальте или стенах зданий создать пять вариантов динамических анимаций Leaving Home и Coming Home. Световым шоу при каждой встрече и расставании с электрическим кроссовером репертуар Digital Matrix LED не ограничится. Гены видеопроектора уже вскоре позволят, например, изображать светом на асфальте раскрытую ладонь, приглашающую пешехода перейти дорогу. Кино становится важнейшим из искусств и в автомобильной индустрии...

Устройство цифровых матричных фар Digital Matrix LED

Устройство цифровых матричных фар Digital Matrix LED


Максимально точно выкроить область освещения по ситуации? Digital Matrix LED-фары легко справляются с этой задачей.

Digital Matrix LED

Создать персональный пешеходный переход? И на такое вскоре будут способны фары Digital Matrix LED.

Digital Matrix LED.