Шипы и «липучки»

Олег Расстегаев — один из тех журналистов, чьему мнению можно доверять. Инженер по первой профессии, Олег работает в одном из самых авторитетных российских изданий — газете «Авторевю». И всё, о чём пишет, он знает досконально. Шины, диски, их особенности и возможности — одна из его компетенций как эксперта с многолетним стажем. Мы задали ему вопросы, на которые вы наверняка хотели получить ответы. Просто, может быть, стеснялись спросить.

Шины


– Когда лучше менять шины?

– На этот вопрос принято отвечать: «Когда среднесуточная температура опускается ниже +7 градусов Цельсия». Но как отслеживать эту среднюю температуру? Среднюю между максимумом и минимумом или на основе почасовых измерений? Сложно, не правда ли? Куда проще посмотреть прогноз погоды на неделю и, увидев в нем отрицательные температуры, отправиться в шиномонтаж. Только отрицательная температура может стать причиной появления льда на дороге, а если этого льда нет, то и зимние шины использовать нет никакой необходимости.

01_contents_am0321-03.jpg

— Вечный спор шипов и «липучки»: кто прав, какие шины эффективнее зимой?

— На льду ответ однозначный: шипы эффективнее. Тем более современные модели с повышенным содержанием «гвоздей». На снегу и на асфальте это «качели» — у кого-то из производителей эффективнее шипованные покрышки, у кого-то — фрикционные (в простонародье — «липучки»). Да, да, на асфальте шиповки тоже нередко работают лучше — за счет более твердой резины протектора и меньшего количества мелких прорезей-ламелей. То есть с точки зрения безопасности на зимней дороге эффективнее шипованные покрышки. Но если в приоритете акустический комфорт, то фрикционные шины предпочтительнее.

– Раньше все время менял резину на зиму, в этом году решил купить колеса. Какое решение верное?

– Монтировать заново шины каждый сезон — это не только дополнительные хлопоты, но и вероятность повредить диски или сами покрышки при неумелом шиномонтаже. Конечно, лучше иметь два комплекта колес в сборе. В этом случае, кстати, вы можете «играть» размерностями, используя в зимний период менее эффектные, но более эффективные и комфортные шины меньшего посадочного диаметра. Ведь те преимущества в управляемости, за которые мы любим низкопрофильные покрышки, в зимний период просто негде реализовать из-за низкого коэффициента сцепления с дорогой.

Колесо

– Как часто надо менять зимние шины? Сколько они служат?

– Срок службы зимних шин лучше всего отмерять в миллиметрах остаточной глубины рисунка протектора. Если глубина канавок достигла 4 мм, пора менять. Кстати, это требование закреплено и в техническом регламенте Таможенного союза. Многие производители шин помогают водителям в этом вопросе, применяя наглядные индикаторы износа. Также не стоит эксплуатировать зимние покрышки более пяти сезонов. Даже если протектор вполне «живой», резина деградирует, теряет эластичность, и сцепные свойства у таких шин заметно хуже, чем у новых.

И, конечно, необходимо контролировать потерю шипов. Если она достигла 30 процентов, то лучше к сезону приобрести новые шины.

– Предложили купить новые зимние шины, выпущенные почти два с половиной года назад. Стоит это делать или нет?

– Исходя из ответа на предыдущий вопрос, стоит, если вы много ездите и сотрете эти шины за два-три сезона. Если рассчитываете ездить более пяти лет, то лучше подобрать что-то посвежее. Еще и потому, что через пять лет эта модель может быть снята с производства и в случае выхода из строя одной покрышки вам придется покупать как минимум две новые шины (устанавливать на одну ось покрышки разных моделей запрещено).

Скользкая дорога

– Шипы портятся от нашей химии?

– Конечно, как и любое изделие из металла, шипы подвержены химической коррозии. Твердосплавной вставки это мало касается, коррозия губительна преимущественно для корпуса шипа, который сегодня делают либо стальным, либо алюминиевым. Стальной более стойкий к механическому разрушению, но больше подвержен химической коррозии. К тому же коррозия стального шипа сразу видна из-за желто-коричневого цвета окислов железа. Алюминий же корродирует менее заметно, что позволяет шипованным шинам дольше сохранять товарный вид.

– Бытует мнение, что зимние шины для мощного спортивного автомобиля должны быть поуже и повыше, чем летняя модель. Это верно?

– Все зависит от условий эксплуатации. Если зимой вы ездите на такой машине в основном по городским очищенным улицам, то для получения максимального удовольствия от управления можно остаться на широких покрышках штатной размерности и выбрать более жесткие и цепкие на асфальте центральноевропейские зимние шины. Если же собираетесь путешествовать или живете в загородном доме, то, действительно, лучше выбрать шины поуже и повыше. Такие покрышки эффективнее докапываются до твердой основы, продавливая свежий снег и кашу на дороге. Плюс к тому — меньше вероятность повредить боковину в припорошенной снегом яме.

След от колеса

— Шипы портят дороги так, как об этом порой говорят чиновники?

— К сожалению, да. Глубокие колеи в левых рядах — не что иное, как пагубное воздействие шипованных покрышек. Конечно, часть ответственности лежит на дорожниках, укладывающих асфальт низкого качества, но это лишь вопрос глубины или скорос­ти износа. Любое покрытие, даже самое прочное, не выдержит проезда миллионов «шиповок», работающих как фреза. В Центральной Европе давно отказались от использования шипованных покрышек, но в наших условиях это приведет к значительному снижению безопасности. Нужно искать компромисс: уменьшать количество шипов, их размер, вводить сезонные ограничения скорости для тех, кто ездит на шипах. И, конечно, повышать качество дорожного покрытия.
01.jpg

— Правда ли, что на «липучке» лучше ездить по асфальту, а на шипах — только по льду и снегу?

— Вообще, любые зимние шины созданы для езды по снегу и льду. Но в последнее время все чаще приходится искать баланс между зимними и асфальтовыми свойствами покрышек. Каждый производитель настраивает этот баланс по-своему, и нередко фрикционные мягкие шины проигрывают шипованным в сцепных свойствах на асфальте. Выявить реальные показатели шин на снегу, на льду и на асфальте помогают натурные испытания, которые каждый год проводят независимые эксперты, к коим относится и ваш покорный слуга.

– Есть ли универсальные модели резины, для зимы и лета?

– Да, это всесезонные покрышки, которые сегодня предлагают все ведущие производители. Но, как и любая универсальная вещь, это компромисс, который не позволит вам получить максимальных показателей ни летом, ни зимой. С определенными ограничениями на таких шинах можно ездить круг­лый год, экономя на услугах шиномонтажа (это не только деньги, но и время). И главным ограничением будет скорость на обледенелой дороге.

Шип на колесе


– Дизайн ламелей и рисунок протектора имеет такое значение, какое ему придают маркетологи?

– Без сомнений. Несмотря на то что разные модели зимних шин сегодня во многом схожи, производители все еще находят пути для совершенствования. Так, основным трендом последних лет можно считать снижение шума шипованных покрышек при сохранении их сцепных свойств. А за этим стоит огромная работа инженеров как раз в части конструкции, дизайна рисунка протектора, профиля ламелей и, конечно, самих шипов, схемы их расположения и способов фиксации.

– Страны производства многих популярных моделей шин не могут похвастаться затяжными зимами и суровыми климатическими условиями. Им можно вообще доверять?

– Действительно, как могут французы или итальянцы разработать хорошие шипованные покрышки, если в их странах такие и вовсе запрещены? Могут! Поскольку и те, и другие имеют полигоны в Скандинавии и вкладывают огромные средства в разработку зимних моделей. А вот китайские зимние шины пока далеки от совершенства. И дело здесь не в климатических условиях, а в отсутствии опыта и стратегии завоевания рынка зимних шин. Впрочем, бурное развитие китайского автопрома показывает, что ситуация может измениться и в шинной промышленности.