ФОТО: Audi Russia
О том, как прошло путешествие к самой высокой точке Европы, в интервью Audi Magazin рассказал один из его организаторов и активных участников, автомобильный тележурналист и радиоведущий Павел Фёдоров.
В 2020 году Audi A6 allroad quattro отметил собственную двадцатую годовщину выходом нового, четвёртого поколения. Идеальный автомобиль для дальних путешествий, во время которых в любой момент можно свернуть с маршрута и добавить в поездку немного экспромта и экстрима. Восхождение Audi A6 allroad quattro на Эльбрус было запланировано почти два года назад и состоялось в конце 2020 года, несмотря ни на какие сложности.
Горы — место, где можно испытать и себя, и автомобиль. За последние 15 лет у меня было несколько попыток подняться на вершину Эльбруса, и только эта стала удачной. Здесь ощущаешь, что человек — песчинка, щепочка, потому что горы — это настоящая стихия с переменчивой погодой, но кроме того, горы — это безумная красота. Вообще, горная тема и для автомобиля очень важна. Не зря компания Audi почти все свои модели испытывает в горах. Город Ингольштадт расположен рядом с Альпами, где испытатели марки отрабатывают и прохождение автомобилем поворотов, и работу мотора на высоте, и многое другое. Не забываем, что и полный привод quattro впервые продемонстрировал свои возможности в конце 70-х годов прошлого века именно на заснеженном перевале Туррахер-Хёэ. Максимальная высота, на которую в нашей поездке поднимался allroad, около 3500 м, и там он ехал отлично! А еще марка Audi давно и серьезно поддерживает горнолыжный спорт. Все эти моменты и сложились в нашем проекте.
Сначала детально проработали весь маршрут: от старта из Москвы до восхождения и последующего возвращения. Несколько операторов телеканала «Автоплюс» прежде бывали в разных экспедициях на Эльбрусе, поэтому подсказывали, что там возможно сделать, а что — нет. Нам очень повезло с погодой. У подножия была настоящая золотая осень, теплая и сухая, с золотой листвой. Но столкнулись и со сложностями. Как сказал нам гид, с которым мы совершали восхождение: «Парни, определитесь, вы кино снимаете или на гору идете. Потому что, если вы снимаете кино, у вас есть шанс на Эльбрус не зайти, а если вы идете на гору, тогда мы сначала идем на гору, а потом все эти ваши камеры, синхроны и тридцать пятые дубли». Проблема! Мы ведь старались именно совместить съемки и восхождение, потому что для нас это был в некотором роде живой проект.
Мы все делали как обычные люди, простые туристы, нормальные путешественники. Просто кинули вещи в машину и поехали в горы. Да, у нас был намечен план. Но мы не были привязаны ни к билетам, ни к срокам, ни к обязательствам перед кем-то. Мы просто хотели попасть в определенную точку, которая называется вершина Эльбруса. В этом смысле автомобиль очень отличается от других способов передвижения. Ты сам себе хозяин. Хочешь — завтра уехал. Хочешь — послезавтра. Хочешь — ночуешь здесь, хочешь — заехал на перевал, поставил палатку и ночуешь там. В этом суть той степени свободы, которую дает нам автомобиль. Мы об этом и в нашем фильме рассказываем. Audi A6 allroad quattro — это машина на каждый день, на которой, что называется, не стыдно в Москве подъехать хоть к шикарному ресторану, хоть на парковку байкеров, но при этом на ней же ты легко можешь оказаться и на горном перевале Приэльбрусья.
Ну, allroad — это нетипичный автомобиль Audi. Он появился на стыке эпох, когда кроссоверы еще не были так популярны, а универсалы просто заполонили улицы Европы. И самый первый allroad был реально почти внедорожник, хотя внешне вроде как универсал. Мы его вспоминаем и в нашем фильме: его серьезные внедорожные возможности, крутую блокировку на дизельной версии, пневмоподвеску с большим дорожным просветом. Сейчас автомобильные блогеры эту машину очень любят испытывать и показывать, как она едет в самых сложных дорожных условиях.
Со временем концепция модели немного изменилась. Он стал идеальным автомобилем для серьезного путешествия. Например, поехать в горы. Так, чтобы в автомобиль влезло все снаряжение, включая лыжи. При этом поездка будет максимально комфортная, что тебе не всякий внедорожник может обеспечить, но если в горах ты захочешь свернуть с асфальта, на A6 allroad quattro у тебя вообще не будет никаких проблем. При этом все же именно комфорт стоит тут во главе угла.
Мы были командой. Вместе интереснее. Потому что у каждого из них свои задачи и свое видение. Олег Максимов, он же Бородатая Езда, «валил» на машине от Москвы до самого Эльбруса, да еще и по дороге заехал в Таганрог. Потом рассказывал нам: «Слушайте, она на 190 км/ч нормально себя ведет!» При этом, добавлю, машина дизельная, и расход топлива у нее смешной. Что бы ты там с ней ни делал, это будет 12 л на сотню.
Приехал Миша Кульдяев, автор канала Clickoncar. Говорит: «Ребята, вы же понимаете, у меня такой контент: люди ждут, что я поеду «рубиться». Он нашел горную дорогу и забрался на ней куда-то крепко выше 3000 м. Приезжает вечером, глаза вот такие: «Слушайте, парни, тачка — огонь». При этом и бампер на месте, и колеса целы, и ни одной царапины.
Фотограф Миша Брычев хотел сделать ночную съемку: Audi A6 allroad quattro и звезды. По темноте отправился в какое-то ущелье, машина не
подвела, и нужные фотографии он сделал.
Дима Кнышев, с неожиданной стороны открыл для себя свою аудиторию, немалая часть которой
женщины. В группе, которая начала готовиться к восхождению чуть раньше нас, оказались две его подписчицы. Он признался, что не ожидал, что среди его читательниц есть не только те, кто пишут: «Вау, Дима, ты наш герой!», но и те, кто буквально в то же время, как и он, поднимаются
на Эльбрус.
Была запланирована пятидневная программа акклиматизации. Сначала жили на высоте 2000 м, и в первый день должны были подняться до отметки 3000 м. Но с нами пошла вся наша большая компания, и когда мы решили по дороге перекусить в кафе «Ай», ставшем знаменитым после фильма «Завтрак с видом на Эльбрус», съели там вкуснейшие местные хычины, выпили душистый чай с облепихой, полюбовались, какая красота кругом... И в итоге пошли обратно. То есть вместо 3000 м дошли только до 2750. Наш гид, конечно же, остался нами недоволен, поставил в план на следующий день подъем на высоту 4200 м. Но мы в итоге перевыполнили, поднявшись на 4500, что тоже, в общем, не совсем правильно. А после третьего дня нас ждала первая ночевка на высоте 4000 м, и вот она уже давалась нелегко. Но тут погода внесла свои коррективы: по прогнозу, через сутки гору должен был накрыть туман на две недели. Пришлось делать выбор, и мы решили совершить восхождение на два дня раньше запланированного срока. Восхождение совершали только я и Дима Кнышев, которому подъем дался довольно легко. С нами должен был идти еще оператор, но из-за горной болезни ему пришлось от этой идеи отказаться. Накануне рано легли спать: в 2 часа ночи уже был подъем. Шли мы медленно, но мне уже где-то на высоте 5000 м стало довольно тяжело. Сначала шли в связке. После седловины установлены специальные перила, так как тропа становится более крутой. А потом путь к вершине довольно плоский, но мне он дался нелегко.
Сама вершина, на мой взгляд, не такая красивая, как путь к ней. Эльбрус выше всех окрестных гор, и ты с его вершины смотришь и думаешь: «Это что, правда горы? Какие-то холмы внизу!» А вдалеке то пятитысячники стоят. Зато когда идешь, вокруг очень красиво. Ну и ночевки, когда закаты и рассветы встречаешь на горе. Последний подъемник уезжает в 5 вечера. И ты понимаешь, что отрезан от мира. В этом нет особой опасности. Просто впечатляет само состояние, что ты отрезан. Что рядом никого. Только ты и эта гора. Выходишь из вагончика и видишь гору, за нее уходит луна, рядом бродит лиса, ее все тут знают, у нее даже имя есть — Муха, а внизу горят огоньки в ущелье. А утром идешь в гору. Холодно, снег лежит, и летают галки. Есть что-то в этом особенное.
Тут каждый решает сам за себя. Во-первых, к восхождению даже на Эльбрус, который по европейской сертификации пусть и не самая сложная гора, нужно готовиться. Как минимум иметь какой-то спортивный бэкграунд. Это важно. Второй момент — осознание рисков: погода может испортиться, состояние склона может меняться. Ребята трезво оценили свои силы, это правильный поступок. Особо ценно было решение нашего оператора, который должен был идти с нами, но отказался из-за горной болезни. Потому что если человеку во время восхождения становится плохо, то вся группа разворачивается и идет вниз. Ведь здоровье и жизнь любого участника намного дороже покорения вершины всеми остальными. Это общее для всех экспедиций. И мы тоже все постарались просчитать. Приехать и сделать то, на что мы действительно способны. На что автомобиль действительно способен. И эта логика вполне укладывается в концепцию холодного инженерного расчета, который мы так ценим в немецких моделях.
Несомненно. Мы много ездили по окрестностям. Перевал Актопрак. Ущелье Адыл-Су, где расположена база «Шхельда» — один из старейших альпинистских советских лагерей. Здесь Высоцкий написал свою песню «Если друг оказался вдруг», здесь снимал фильм «Вертикаль» Станислав Говорухин. А в соседнем ущелье в 1989 году проходила подготовка к сложнейшей советской экспедиции по покорению всех четырех восьмитысячных вершин Канченджанги. В Чегемском ущелье проходит раллийная дорога, такая мощная, что туда даже команда «КАМАЗ-мастер» тренироваться приезжала. И Audi A6 allroad quattro, несмотря на то что камни, колеи с ручьями поперек дороги, едет настолько круто, что даже страшно становится. Это автомобиль с настоящими раллийными генами.