Высшая лига скорости > Авто > Новые автомобили Audi 2020-2021 | Официальный сайт Ауди в России
Audi Sport

Высшая лига скорости

Высшая лига скорости

У концерна AUDI AG есть особая территория, где воплощаются в жизнь самые смелые мечты конструкторов, дизайнеров, инженеров и водителей-испытателей. Там создаются серийные суперкары, бескомпромиссные гоночные модели для клиентского спорта, а также линейка изысканных аксессуаров. Добро пожаловать в Audi Sport GmbH!


ТЕКСТ: Михаил Ярославцев ФОТО: AUDI AG

Quattro — это не только обозначение фирменных полноприводных трансмиссий и легендарной модели Audi начала 1980-х. В октябре 1983 года было создано подразделение quattro GmbH (Audi Sport GmbH c ноября 2016 года). Изначально специализировавшееся на продаже качественных аксессуаров, позже оно занялось кастомизацией автомобилей марки, а в 1990-м совместно с компанией Konrad Schmidt Motorsport GmbH разработало свою первую модель, купе S2 с 220-сильным двигателем. Но это была лишь прелюдия. Переворот в представлениях о рамках возможного произвел появившийся в 1994 году Audi RS 2 Avant.

Audi sport

И вовсе не случайно падкие до эффектных сравнений автомобильные журналисты назвали его Werwolf (нем. «Оборотень»). Под обводами кузова пятиместного универсала скрывалась незаурядная механическая начинка, к разработке или доводке которой приложили руку инженеры и конструкторы Porsche. Сама география способствовала этому партнерству: Неккарзульм, где расположилась штаб-квартира quattro GmbH, чуть ближе к Штутгарту, вотчине Porsche, чем к Ингольштадту, столице AUDI AG. Но если серьезно, у сотрудничества имелись глубокие исторические корни.

Еще в 1930-е Фердинанд Порше работал над созданием знаменитых гоночных Auto Union, а в первой половине 1970-x компании-соседи создали серию прототипов Audi 100 Coupé S V для тестирования компонентов конструкции будущего Porsche 928. Так что RS 2 Avant даже формально не был тем первым блином, который вроде как получается комом. Оснащенный 315-сильным турбомотором и трансмиссией quattro универсал в разгоне с места до сотни оказался резвее гораздо более легкого двухместного заднеприводного Ferrari 348 GTB с двигателем сопоставимой мощности.

С этого момента автомобильный мир согласился, что за аббревиатурой RS на самом деле скрывается словосочетание RennSport, или «Гоночный спорт» в переводе с немецкого. А кроме выдающейся динамики в ДНК моделей RS сразу были заложены такие качества, как приспособленность к повседневной эксплуатации и одновременно эксклюзивность, что связано не только с изощренностью конструкции, наличием эксклюзивных деталей, но и с ограниченностью тиража «заряженных» Audi. Тот же RS 2 Avant с 1994 по 1995 год выпустили тиражом всего 2891 экземпляр.

Audi e-tron Sportback


Выдающаяся динамика, функциональность и эксклюзивность – в ДНК моделей
от Audi Sport GmbH.

 
 

В 2014 году штаб-квартира подразделения Audi Sport переехала в расположившийся на площади 47 га Competence Center Motorsport в Нойбурге-на-Дунае.

 

Говорящая деталь: в цехе сборки флагманов Audi Sport GmbH паркетные полы. Шедевры инженерии рождаются в надлежащих условиях.

 

Высочайшее качество изготовления — тоже одна из традиций Audi Sport GmbH, и это результат нескольких слагаемых. Вопервых, конструированием суперкаров RS, а также моделей для клиентского автоспорта и двигателей к ним занимаются специалисты компании в Неккарзульме, при этом их коллеги из Competence Center Motorsport, открытого в августе 2014 года в местечке Нойбург-на-Дунае, обкатывают решения и проводят первые тесты на прекрасной собственной 3,4-километровой трассе. Во-вторых, программа испытаний в период доводки новых моделей от Audi Sport GmbH очень обширна. Проверка надежности узлов и агрегатов на высоких скоростях проводится на кольцевом треке рядом с итальянским городом Нардо. Работоспособность подвески и различных систем в условиях низких температур проверяется зимой в Скандинавии.

Напротив, в жаркий сезон в горах Южной Африки тестируются климатические установки и система охлаждения двигателя. И, конечно, управляемость моделей Audi Sport GmbH настраивается по камертону знаменитой Северной петли Нюрбургринга. Каждая новинка наматывает на ней не менее 8 тыс. км, причем 80 процентов трассы длиной почти 21 км испытатели проходят в режиме «газ в пол». Это эквивалентно нагрузкам, которые испытывает автомобиль за многие годы эксплуатации. Экспертная оценка доверена профессионалам высшей пробы, таким как, например, Франк Штипплер, победитель 24-часовых марафонов на трассах в Спа (2012) и Нюрбургринге (2012 и 2019).

Безупречность аэродинамики и внешнего вида моделей Audi Sport GmbH обеспечивается в том числе исключительной тщательностью сборки. Предсерийные образцы собирают вручную с использованием новейших измерительных устройств, таких как лазерные сканеры. С их помощью в нескольких миллионах точек проверяются геометрия панелей и их сопряжения с точностью до десятых долей миллиметра. Высочайшие стандарты качества выдерживаются и на этапе серийного производства. Сегодня большинство RS-моделей собирают на предприятиях в Неккарзульме, Ингольштадте, Дьёре (Венгрия) и Братиславе (Словакия). А флагманы Audi Sport GmbH, суперкар R8 и электрический RS e-tron GT, сходят со специальной сборочной линии завода в Хайльбронне, открытого в 2014 году в индустриальном парке Böllinger Höfe неподалеку от Неккарзульма.

Audi e-tron Sportback

Первые среди равных

Всего с 1994 года выпущено 12 семейств серийных моделей RS (часть из них носила и носит другое обозначение), и многие из них стали настоящими вехами в истории марки и раритетными моделями лучших мировых коллекций. Так, с подачи RS 2 Avant утвердилась концепция сверхдинамичного комфортабельного универсала, и такого рода модели по-прежнему остаются визитной карточкой Audi Sport GmbH. Как и мощные, высокотехнологичные 5-цилиндровые рядные двигатели с турбонаддувом. Взяв за основу имевшийся 2,2-литровый мотор Audi, инженеры Porsche с помощью более производительных узлов и механизмов — турбокомпрессора, интеркулера, инжекторов, а также новой системы зажигания, распредвала и перепрограммированного блока управления Bosch URS4 / URS6 — добились феноменального прироста мощности почти в 100 л. с., доведя ее до 315 л. с. В результате RS 2 Avant в разгоне до 50 км/ч примерно на 0,3 с опережал дебютировавший в 1992 году гиперкар McLaren F1 с 6,1-литровым 618-сильным двигателем V12.

Такие достижения не забываются, и в 2009 году новое поколение рядных наддувных «пятерок» вернулось под капот сначала TT RS, а затем и семейств моделей RS 3 и RS Q3. При этом мощность моделей 2.5 TFSI, многократных обладателей трофеев конкурса «Двигатель года» в своей категории, с 340 л. с. постепенно довели до 400 л. с. Алюминиевый картер, облегченный коленвал, обработанные плазмой стенки цилиндров, поршни с интегрированными масляными каналами охлаждения, «умная» помпа, позволяющая быстро прогреть мотор, снизить расход топлива и выбросы вредных веществ, — все это превращает современные 2,5-литровые моторы Audi RS в настоящие произведения инженерного искусства.

Audi e-tron Sportback
 

Оливер Хоффман, управляющий директор Audi Sport GmbH: «В каждой модели семейства RS есть страсть, которую мы вкладываем в разработку наших высокомощных автомобилей».

 

В истории quattro GmbH/ Audi Sport GmbH не было проходных моделей, но это не помешало появлению первых среди равных.

Вышедшие на рынок в 2002-м седан и Avant RS 6 первого поколения запомнятся не только участием серебристого универсала в гангстерской ленте «Слоеный торт» 2005 года с Дэниелом Крэйгом в главной роли. На этих моделях дебютировала система Dynamic Ride Control (DRC), гасившая продольные и поперечные крены кузова. В отличие от устройств аналогичного назначения компаний-конкурентов DRC обходилась без сложной электроники. Жесткость амортизаторов менялась за счет регулировки давления в двух независимых гидравлических контурах, соединявших по диагонали стойки передней и задней осей. Кроме того, C5 RS 6 стала первой «двухступенчатой» моделью семейства. Помимо базового варианта в 2004 году клиентам предложили версию RS 6 plus с форсированным с 450 до 480 л. с. 4,2-литровым двигателем V8 biturbo совместной разработки quattro GmbH и известной британской компании Cosworth, что позволило сократить время разгона до 100 км/ч с 4,7 до 4,4 с, а также увеличить максимальную скорость до 280 км/ч.

В 2005 году под капотом седана и Avant RS 4 второго поколения дебютировал революционный атмосферный 4,2-литровый двигатель V8. Впервые на модели для дорог общего пользования использовалась технология FSI (сочетание непосредственного впрыска топлива и высоких оборотов двигателя), уже прекрасно проявившая себя на знаменитом лемановском спортпрототипе Audi R8. Разработанный инженером Вольфгангом Хатцем двигатель выдавал 420 л. с., что позволило всему семейству B7 RS 4, включая кабриолет, в разгоне с места до 100 км/ч выйти из 5 с. Лазерная сварка элементов шасси, новое поколение quattro с изначально асимметричным (40:60) распределением тяги между осями, ставшие доступными карбон-керамические тормозные диски — все это тоже превратило B7 RS 4 в знаковую модель.

Audi e-tron Sportback
 
 

Историю моделей quattro GmbH / Audi Sport GmbH невозможно представить без рядных пятицилиндровых турбомоторов.


В любом большом проекте важен первый шаг. Подразделение quattro GmbH стремительно двинулось вперёд, выпустив дебютный Audi Rs 2 Avant.

 

RS 2 Avant — совместная разработка Audi и Porsche. Об этом свидетельствует и «гибридная» эмблема модели.

 

А в 2008 году эффект разорвавшейся бомбы произвело появление седана и универсала C6 RS 6 с 5,0-литровым мотором V10, находившимся в тесном родстве с двигателями Lamborghini Gallardo и болидов «Формулы-1». Для адаптации к моделям RS команда Вольфганга Хатца внесла в исходную конструкцию мотора около 400 изменений, бережно сохраняя при этом его высокотехнологичную основу. Так, при изготовлении картера из алюминиевого сплава применялась технология литья в кокиль под низким давлением. В результате один из ключевых компонентов двигателя получился легким и одновременно исключительно прочным.

Избежать эффекта масляного голодания в самых экстремальных режимах позволила многостадийная система смазки с сухим картером. На выходе получили мощность 580 л. с. и тягу 650 Нм, что превосходило показатели топ-моторов самых именитых конкурентов. При этом RS 6 Avant второго поколения разгонялся с места до сотни за 4,6 с, а седан — за 4,5 с. Максимальная скорость C6 RS 6 в исполнении plus, представленном в 2010 году, достигла 303 км/ч.

Но quattro GmbH играло не только на повышение. C запуском в производство в 2011 году RS 3 Sportback суперкары Audi впервые стали доступны широкому кругу покупателей. При этом механическая начинка компактной модели была выдержана в RS-стандартах, шла ли речь о передних крыльях из армированного углеродным волокном пластика, четырехпоршневых тормозных суппортах, системе стабилизации с более либеральным режимом Sport, приводе quattro или о 340-сильном 2,5-литровом TFSI, который позволял разменять вторую сотню уже через 4,6 с.

Audi

У RS 6 Avant первого поколения (на фото слева) был малоизвестный предшественник Audi V8 Avant, построенный на рубеже 1980–1990-х в единственном экземпляре для супруги Фердинанда Пиеха, в те времена главы компании из Ингольштадта (на фото справа).

Audi
 
 

Установить под капот универсала RS 6 Avant второго поколения 5,0-литровый V10 biturbo, находящийся в родстве с моторами «Формулы-1», было дерзким решением.

Новый прорыв, на этот раз в сегмент компактных «заряженных» SUV, подразделение quattro GmbH совершило в 2013 году. Утвердиться в конкурентной среде RS Q3 помогло увеличение мощности двигателя 2.5 TFSI с 310 до 340 л. с. уже под занавес 2014 года, а затем и появление в 2016 году 367-сильной версии performance. Другой габаритный SUV-полюс в 2019 году занял RS Q8. Ответом на экологические вызовы стала работающая в электрическом формате 48 В умеренная гибридная силовая установка, аналогичная той, что чуть раньше дебютировала под капотами новейших RS 6 Avant и RS 7 Sportback. При старте и интенсивном разгоне 591-сильному 4,0-литровому V8 biturbo с системой частичного отключения цилиндров помогает 12-киловаттный стартер-генератор, питающийся от компактной литийионной батареи. В условиях повседневной эксплуатации такая силовая установка помогает сэкономить до 0,8 л бензина на пробеге 100 км. А на гоночном треке RS Q8 нет равных среди серийных SUV. Осенью 2019 года пятиметровый гигант весом более 2300 кг установил новый рекорд Северной петли Нюрбургринга в своем классе, превзойдя прежнее достижение на 12 с.

На вопрос, выживут ли RS-модели в электрическую эпоху, в 2021 году был дан утвердительный ответ. Серийное четырехдверное полноприводное купе RS e-tron GT c двумя электромоторами суммарной отдачей 646 л. с. (в режиме overboost) / 830 Нм выдает фантастический — 3,3 с — спурт 0–100 км/ч и разгоняется до 250 км/ч. Полностью заряженная высоковольтная литийионная батарея емкостью 84 кВт·ч способна обеспечить RS e-tron GT пробег в 488 км и за 5 минут пополнить запас энергии для преодоления дистанции в 100 км при подключении к высокомощному зарядному устройству, использующему постоянный ток.

Audi quattro
 

RS 3 Sportback первого поколения среди прочего запомнится тем, что его передние шины были шире задних, для того чтобы максимально реализовать потенциал 340-сильного двигателя.

 


Почти все модели RS рано или поздно становятся звёздами автомобильных коллекций.

 
 

RS Q8, рекордсмен Нюрбургринга среди SUV, доказал, что умеренный гибрид Audi — это не только дань экологии, но и верность спортивным традициям.

Но если речь зашла об RS-моделях с альтернативной силовой установкой, нельзя не вспомнить представленный в 2014 году прототип RS 5 3.0 TDI. Это не просто уникальная дизельная «эрэска», созданная к 25-летнему юбилею моторов семейства TDI. Трехлитровому дизельному V6 развить 435 л. с. и 800 Нм тяги помимо последовательного турбонаддува помогал электрический нагнетатель, питавшийся от бортовой сети с напряжением 48 В. Прототип RS 5 3.0 TDI с работавшим на тяжелом топливе двигателе оказался легок на подъем: вторую сотню он разменивал всего через 4 с, а третью — менее чем через 16 с.

Среди знаковых моделей quattro GmbH / Audi Sport GmbH особое место занимает и RS 8. Нет такого? Да, де-юре это фантом. Но вот де-факто... Выпускавшийся в 2016–2018 годах представительский седан D4 S8 plus с форсированным до 605 л. с. 4,0-литровым битурбо V8, полным приводом quattro, карбон-керамическими тормозными дисками, разгоном с места до 100 км/ч за 3,8 с и максимальной скоростью 305 км/ч был истинным RS во всем, кроме своего официального обозначения. Даже сборкой D4 S8 plus, в отличие от D4 S8 с 520-сильным двигателем, занималось подразделение quattro GmbH, поэтому VIN-номер топ-версии начинался с сочетания WUA, зарезервированного за моделями RS, а не WAU, как у других моделей Audi немецкой сборки.

Audi e-tron Sportback
 

RS e-tron GT — флагман Audi Sport GmbH новой, электрической эры.

 

Не меньше прав на индекс RS 8 и у суперкара R8, неформального лидера линейки «заряженных» Audi. Но в данном случае важнее оказалось подчеркнуть родство новой сверхдинамичной дорожной модели и прототипа Audi R8 LMP, в период с 2000 по 2005 год пять раз становившегося победителем престижного 24-часового марафона на трассе во французском Ле-Мане.

Параллель не взята с потолка. Audi R8 в вариантах Coupé и Spyder с момента дебюта первого поколения суперкара (Type 42) в 2006 году оставался аккумулятором самых передовых, самых драйверских инженерных решений, таких как среднемоторная компоновка, алюминиевая пространственная рама или сверхмощные 5,2-литровые V10 FSI, последняя топ-версия которых развивает 620 л. с. А R8 e-tron, созданный в 2015 году на базе модели второго поколения (Type 4S), открыл эпоху серийных электрических суперкаров Audi.

Пара смонтированных на задней оси электромоторов с суммарной отдачей 462 л. с. / 919 Нм позволяла такому Coupé разогнаться с места до сотни за 3,9 с и остановить стрелку спидометра на отметке 250 км/ч. Спорткар R8 проложил светлый путь в сегмент массовых моделей и новейшей оптике. В 2008 году Type 42 стал первым серийным автомобилем с полностью светодиодными фарами, а на Type 4S состоялся дебют головной LED-оптики с лазерными модулями дальнего света, дальнобойность которой вдвое превосходила показатели обычных светодиодных фар. Наконец, Audi R8 с его отличной развесовкой по осям и доступный не только с трансмиссией quattro, но и в более «кольцевой» заднеприводной конфигурации превратился в мостик, связавший мир дорожных и клиентских гоночных моделей Audi.

Audi sport
 
 

Суперкар Audi R8, неформальный лидер линейки моделей Audi Sport GmbH, стал еще и платформой для испытания многих революционных технологий, среди которых LED-фары с модулем дальнего света Audi laser light.

Всё включено

С выпуска в 2009 году Audi R8 LMS GT3 первого поколения стартовала клиентская гоночная программа quattro GmbH. C тех пор портофолио моделей, созданных на базе гражданских «заряженных» версий, значительно расширилось. Сегодня на первой ступени расположился RS 3 LMS второго поколения, предназначенный для состязаний в классе «Туринг». Этот высокотехнологичный переднеприводный седан с мощным 340-сильным 2,0-литровым турбомотором, настраиваемой подвеской и дифференциалом с регулируемой степенью блокировки привлекателен и своей демократичной по гоночным меркам ценой — около €100 тыс.

Дальше уже следуют созданные на основе Audi R8 три заднеприводные модели класса «Гран Туризмо» с различными вариантами 5,2-литрового атмосферного V10, начиная от GT4 мощностью 495 л. с. и завершая новейшим 640-сильным GT2. На счету всех этих моделей уже сотни побед в различных соревнованиях по всему миру, в том числе в организованных Audi Sport монокубках для клиентов и поклонников марки.

Популярности гоночных моделей, спроектированных в Нойбурге-на-Дунае, способствует и широкая фирменная программа поддержки клиентского автоспорта. Так, регулярное техническое обслуживание, включая обеспечение запчастями, проводят региональные партнеры Audi Sport, а в Европе этим занимается центр в Хайльбронн-Биберах (Германия), где также проводится окончательная сборка всех гоночных Audi. Это позволяет отказаться от дорогостоящего содержания команд механиков. Более того, консультанты Audi Sport customer racing помогают командам с настройками и обслуживанием машин при подготовке к гонкам.

А на значимых состязаниях роль своеобразных хабов в паддоке выполняют трейлеры Audi Sport customer racing, тогда как специальные контейнеры служат логистическими центрами. Надо ли говорить, что клиенты очень ценят такую систему all inclusive?

Audi sport
 

Помимо центра в Германии клиентскую гоночную программу поддерживают филиалы Audi Sport customer racing в Австралии, Канаде, США и Японии.

 

Внимание к мелочам

Внимание к мелочам всегда отличало quattro GmbH / Audi Sport GmbH. В том числе в прямом смысле слова. Безупречное качество, привлекательный дизайн, функциональность — все то, что характерно для RS-моделей, присутствует и в фирменных аксессуарах, к разработке и производству которых привлекаются именитые компании и дизайнеры. И, конечно, все изделия, отмеченные красным ромбом, символом Audi Sport GmbH, несут дух спортивности. Прочно ассоциирующиеся с миром автогонок натуральный карбон или его искусная имитация, а также классическое сочетание черного и красного цветов преображают любой предмет, будь то карандаш или ручка, солнцезащитные очки, кружка, наушники, защитный чехол для смартфона или рюкзак для путешествий.

А если речь идет о хронографе Audi Sport с корпусом из сатинированной нержавеющей стали, циферблатом из натурального карбона и кварцевым механизмом Mioyta-Citizen 6S10, то он с его способностью замерять и 1/20 с станет отличным помощником в проведении соревновательных заездов.

Audi sport

Спектр аксессуаров от Audi Sport GmbH очень широк.

Audi sport

Впрочем, функциональность аксессуаров от Audi Sport GmbH не ограничивается рамками спорта. Так, кошельки из натуральной кожи снабжены RFID-защитой, предотвращающей банковские карты от нежелательного считывания. Высокотехнологичны даже, казалось бы, самые прозаические вещи, такие как складной зонт со спицами из стеклопластика, бейсболка, выполненная с применением комбинации эластичного и мелкоячеистого материалов, или же фарфоровая кружка с силиконовым ободком, позволяющим не обжечь руки.

С такой же тщательностью в Audi Sport GmbH подошли к созданию коллекции аксессуаров для детей. Им адресованы не только мягкие игрушки, медведи в комбинезоне гонщика серии DTM. В том же стиле выполнены кофты и даже пижамы для самих малышей. А внимание их родителей привлекут брелок в форме тормозов моделей Audi RS или коллекционные масштабные копии «эрэсок». Такие изысканные приправы к основному блюду от Audi Sport GmbH делают его еще более аппетитным.

Audi sport

В современной гамме Audi Sport GmbH 14 дорожных моделей, из которых в России в скором времени пока будут присутствовать уже шесть: RS 4 Avant, RS 5 Coupé / Sportback, RS 6 Avant, RS 7 Sportback, RS Q8.

Audi sport