Три стороны медали > Авто > Новые автомобили Audi 2021-2022 | Официальный сайт Ауди в России

Три стороны медали

Чемпиона украшает скромность. Настоящий спортсмен в обычной жизни, как правило, спокойный и уравновешенный человек, ни капли агрессии. Ему не нужно самоутверждаться в супермаркете, в транспорте, на улице. Его победа уже состоялась на площадке, на дорожке, на треке — там, где важны твёрдость характера, нечеловеческая сила, выносливость и скорость. Так же и с Audi RS. Человек неслучайный, взглянув на эти автомобили, неважно где — собранные для тест-драйва в сочинском аэропорту, в дорожном потоке, на парковке у загородного молла, по нескольким характерным штрихам сразу поймёт: это Audi в превосходной степени — универсал RS 4 Avant, купе RS 5 и лифтбек RS 5 Sportback.

Текст: Борис Баранов Фото: Audi Russia

Это дорогие автомобили. За рулем — исключительно знатоки и ценители. Ради них в подразделении Audi Sport GmbH (прежде — quattro GmbH) собраны лучшие инженерные силы компании Audi, которые почти 30 лет наполняют дорожные автомобили изысканной спортивной начинкой.

RS модели


По следам легендарных quattro

Все началось больше 40 лет назад. В 1980 году для омологации раллийных машин в серию был запущен полноприводный фастбэк (хотя тогда его представляли как купе) Audi Quattro. Подавляющее превосходство над моноприводными конкурентами, серия громких побед на этапах мирового ралли и, как следствие, перенос спортивных технологий на линейку гражданских машин. В 1994 году в серию пошел первый в мире спортивный универсал Audi RS 2 Avant. Идея была проста: взять «гражданский» универсал Avant и слегка придать ему спортивный характер, при этом по максимуму сохранив утилитарность. «Слегка» не получилось — с таким автомобилем впору было ехать на Нюрбургринг. Хотя и в супермаркет — без проблем.

RS
Лучшую устойчивость в поворотах обеспечивает и заниженная подвеска RS sport. Клиренс составляет 126 мм, что на 7 мм меньше, чем у Audi S4 Avant.

«Спортивный характер» — не пустые слова и не штамп из пресс-релиза. Аббревиатуру RS, означающую RennSport, «гоночный спорт», все потомки RS 2 Avant несут с полным правом.

Выполненный в этом форм-факторе Audi RS 2 Avant на десятилетия вперед определил ДНК всех будущих автомобилей серии RS. Причем «спортивный характер» — не пустые слова и не штамп из пресс-релиза. Аббревиатура RS, означавшая RennSport, «гоночный спорт», RS 2 Avant нес с полным правом, как и все его потомки впоследствии. Базовому пятицилиндровому двигателю Audi объемом 2,2 л с помощью мотористов Porsche (они тоже участвовали в рождении шедевра) добавили почти сотню сил. И с таким мотором и фирменным полным приводом quattro автомобиль разгонялся до сотни за 5,4 с — быстрее, чем гораздо более легкий заднеприводный Ferrari 348 GTB. А в спурте до 50 км/ч 315-сильный RS 2 Avant на 0,3 с опережал гиперкар McLaren F1 с 6,1-литровым 618-сильным V12...

За прошедшие с той поры почти 30 лет на свет появился добрый десяток поколений RS. Менялось многое — конфигурация двигателей, объем и мощность. В модельной линейке RS уже есть купе, седаны, кабриолеты, кроссоверы. Бескомпромиссные двигатели дополнила совершенная ассистирующая электроника. А новая «зеленая» волна принесла в семейство заряженных Audi спорткар на электротяге.

RS 2 Avant
Полноприводный универсал RS 2 Avant образца 1994 года — родоначальник RS-семейства Audi.

Но все это время неизменными характеристиками автомобилей, выпускаемых Audi Sport GmbH, остаются беспрецедентная мощность, полный привод quattro и динамика суперкаров. И всегда — удобство в повседневной эксплуатации. Словосочетание «спорткар на каждый день» применимо к любой модели RS. При этом эксклюзивность каждой модели также остается традицией. Ведь тираж легендарного RS 2 Avant за два года выпуска составил всего 2891 экземпляр.

Традиционный для марки строжайший контроль качества всех суперкаров Audi Sport GmbH закладывается еще на стадии конструирования. Позже он строго соблюдается по всей цепочке производства. Тут все серьезно: спорт высоких достижений ошибок не прощает.

20-дюймовые колеса
Сквозь опционные 20-дюймовые колеса хорошо просматриваются спортивные тормоза: спереди углерод-керамические диски диаметром 400 мм.

Спорткар-универсал

На первый взгляд вроде обычный Avant, но это тот самый случай, когда нужно присмотреться. Audi RS 4 Avant четвертого поколения — автомобиль в прекрасной спортивной форме во всех смыслах этих слов. Хищный, стремительный, с аэродинамическим обвесом, на опциональных 20-дюймовых кованых колесах и с углерод-керамическими тормозными дисками, он без всякой дополнительной подготовки готов к выезду на гоночный трек.

Спортивный выпуск
Аккомпанемент спортивного выпуска — неотъемлемая часть всех RS-моделей Audi.

Традиционный для марки строжайший контроль качества всех суперкаров Audi Sport GmbH закладывается ещё на стадии конструирования.

Модель RS отличается от базового универсала A4 увеличенной площадью радиаторной решетки и боковых воздухозаборников с характерными трехмерными сотами, а также матричными светодиодными фарами с затемненными рамками. Кузов сверхбыстрого Avant на 60 мм шире, чем у «гражданского», и это не заслуга стайлинг-пакета, не накладки. Измененные внешние панели колесных арок и дверей идут в комплекте с переработанной силовой структурой кузова. При этом конструкторам удалось снизить массу автомобиля на 80 кг по сравнению с моделью предыдущего поколения — все для спорта, все для победы.

Вот и V6 biturbo объемом 2,9 л под капотом RS 4 Avant на 31 кг легче, чем атмосферный V8 у машин предыдущего поколения. Но легче не значит слабее. С новым 450-сильным мотором, выдающим пиковые 600 Нм крутящего момента уже с 1900 об/мин, RS 4 Avant быстрее своего именитого предка RS 2 Avant на секунду с третью, сотни он достигает за 4,1 с. Любой спринтер расскажет, сколько слез, пота и крови приходится пролить, чтобы улучшить результат даже не на одну секунду, а на одну ее десятую. А уж снизить при этом расход калорий просто невозможно. Но только не для RS 4 Avant. Он, словно бюджетный седан, сжигает в цилиндрах своей V-образной «шестерки» всего 9,2 л топлива на 100 км пути — заслуга так называемого B-цикла сгорания, используемого в двигателях Audi типа TFSI. Посредством электронного управления клапанами при частичных нагрузках фаза впуска заметно сокращается — период открытия клапанов соответствует 130 градусам поворота коленвала. То есть при относительно высокой геометрической степени сжатия (11,2:1) фактическая степень сжатия ниже, фаза расширения длится дольше и производительность двигателя повышается. Однако в режиме полного дросселя фаза впуска расширяется до 200 градусов, высота подъема клапанов увеличивается с 6 до 10 мм и мотор выдает все свои 450 л. с. в диапазоне от 5700 до 6700 об/мин.

Мокрая дорога
Мокрая дорога — прекрасная возможность оценить преимущества постоянного полного привода quattro.

Эффектные фонари — с динамическими указателями поворотов.

Эффектные фонари с динамическими указателями поворотов

Любой спринтер расскажет, сколько слёз, пота и крови приходится пролить, чтобы улучшить результат даже не на одну секунду, а на одну её десятую.

При этом скромный аппетит автомобиля в «гражданских» режимах — не помеха мгновенному отклику на педаль акселератора. Конструкция обеих турбин двигателя сводит к минимуму насосные потери, так что фирменная невесомость разгона, присущая всем Audi, у RS 4 Avant переходит в какое-то совершенно иное, фантастическое качество. Набор скорости, если не близкой к максимальным для этих RS 280 км/ч, то, во всяком случае, до 200 км/ч и дальше, воспринимается совершенно естественно, как дыхание. Равно как и работа 8-ступенчатого спортивного автомата tiptronic с едва ощутимой для пилота сменой передач. С первых секунд за рулем RS 4 Avant есть ощущение породистого заднеприводного автомобиля — благодаря фирменной трансмиссии quattro c асимметричным распределением крутящего момента между передними и задними колесами в пропорции 40:60. Эмоций в поворотах добавляет и опциональный спортивный дифференциал, виртуозно «жонглирующий» моментом на задних колесах. И это не просто электронная имитация, нагружающая тормоза, это настоящий механический хардкор: система планетарных передач и муфт в повороте позволяет подать больший крутящий момент на внешнее нагруженное колесо. На горном серпантине есть ощущение, что Audi RS 4 Avant прилипает к покрытию, словно геккон. А если погорячился со скоростью на входе, то система стабилизации все же подстрахует, одернет тормозами нужное колесо и поможет удержать этот «снаряд» на желаемой траектории. Кстати, уверенным в своих силах любителям скольжений дозволено полностью отключать ESC (Elrctronic Stability Control). Это значит, что Audi RS 4 Avant по-прежнему будет дарить незабываемые эмоции тем, кто выберет продвинутую программу обучения в Школе водительского мастерства Audi quattro.

V6 biturbo объемом 2,9 л
Под капотом — V6 biturbo объемом 2,9 л и мощностью 450 л. с. Работа по модернизированному циклу Миллера (B-циклу) позволяет расходовать менее 10 л/100 км.

Анатомические кресла в базе обшиты кожей и алькантарой, а в качестве альтернативы предлагается кожа наппа.

Анатомические кресла

Держаться за асфальт в поворотах помогает и спортивная подвеска RS plus с функцией контроля демпфирования Dynamic Ride Control. Соединенные по диагонали амортизаторы посредством клапанной системы без участия электроники компенсируют крены и раскачку в поворотах. Впрочем, без электроники тоже не обходится. Электронно-управляемые амортизаторы меняют свои характеристики в зависимости от выбранного режима в системе Audi Drive Select и дорожных условий. Однако раскладывать оборудование Audi RS на составляющие — дело неблагодарное. Система подруливания, фирменная Audi drive select с двумя добавочными режимами RS 1 и RS 2, специально разработанное для линейки RS динамическое рулевое управление — эти и другие инструменты работают как одна хорошо сыгранная команда.

Интерьер
Формат центрального дисплея увеличен до 10,1 дюйма, а сама система MMI теперь быстрее и точнее реагирует на управление, в том числе и на голосовое.

Этот болид вмещает пятерых взрослых, а его 500-литровый багажник легко трансформировать для хозяйственных нужд, увеличив полезный объЁм втрое.

И контролировать игру этой «команды мечты» водителю Audi RS 4 помогает Audi virtual cockpit — TFT-дисплей диагональю 12,3 дюйма. В спортивной конфигурации в центре внимания «бумеранг» тахометра с дигитальным спидометром, а по бокам — телеметрия на выбор: крутящий момент двигателя, его мощность, продольные и поперечные перегрузки. А при переходе на ручное переключение передач подрулевыми лепестками появляется цветовая индикация оборотов. Выкручивая мотор до предельных оборотов, водитель видит сначала зеленую подсветку, затем желтую, после красную и у самого ограничителя — тревожно мерцающую красную. Не просто эффектно, но и полезно! А открыв вкладку RS-монитора на центральном дисплее, можно следить не только за продольными и поперечными ускорениями, но и за температурой всех рабочих жидкостей автомобиля и даже тормозных дисков. В режиме time attack на треке — весьма полезная штука. Кстати, бортовой лаптаймер тоже в наличии — аж на 99 кругов!

Однако у нас практичный универсал, все помнят? Этот болид вмещает пятерых взрослых, а его более чем 500-литровый багажник легко трансформировать для хозяйственных нужд, увеличив полезный объем втрое, сложив разделенную на три части спинку заднего сиденья.

RS 4 Avant
Спортивный характер — не в ущерб задним пассажирам. А если сложить спинки, то RS 4 Avant — еще и хороший хозяйственник.
Шкала тахометра
Шкала тахометра прекрасно подходит и для ручного переключения передач.

Два раза по пять

Обновленные RS 5 Coupé и RS 5 Sportback — обновленные больше по части элегантности, а не утилитарности. Если спортбэк еще позволяет усадить на задний ряд двух-трех пассажиров, то классическое двухдверное купе-«пятерка» RS — восхитительно непрактичный автомобиль эгоиста. Ну максимум — на пару с подругой на переднем сиденье. То же и с багажником: если Sport проигрывает универсалу 40 л объема, то купе — уже целых 95.

Внешне и купе, и спортбэк — воплощение спортивности: длинный капот, короткие свесы, эффектная волна плечевой линии. Та же обновленная решетка радиатора Singleframe, что и у универсала, прорези воздухозаборников над ней — в духе Audi Sport 1984 года. Те же расширенные колесные арки, RS-детали экстерьера с широкими возможностями индивидуализации. А вот кузов и колесная база купе RS на 6 см короче, чем у универсала и лифтбэка — может, поэтому едет RS 5 Coupé немного азартнее и управляется чуть точнее: у двухдверного кузова еще и жесткость на кручение выше. Хотя по технике все три модели абсолютно идентичны: тот же мотор V6 biturbo, восьмиступенчатый автомат tiptronic и постоянный полный привод quattro, cпортивный дифференциал, динамическое рулевое управление. Ну разве что настройки подвески RS Plus с функцией DRC немного скорректированы под иную массу и развесовку. Оба RS 5 легче, чем RS 4 Avant, у них лучше аэродинамика, и, как следствие, на разгон до сотни они тратят на 0,2 с меньше, чем универсал. А именно 3,9 с!

RS 5
Укороченная на 6 см колесная база делает купе RS 5 еще шустрее, еще азартнее в сравнении с «Авантом».

Кузов и колёсная база купе RS на 6 см короче, чем у универсала и лифтбэка — может, поэтому едет RS 5 Coupé немного азартнее и управляется чуть точнее.

В спортивном режиме tiptronic работает безупречно, но если хочется потешить свое драйверское самолюбие — извольте, есть лепестки ручного выбора передач.

Лепестки ручного выбора передач

Салоны обеих моделей выполнены в черно-серой цветовой гамме с тиснеными на подголовниках логотипами RS, комбинация алькантары и кожи по умолчанию, а кожа Nappa — на заказ. Появились вставки из матового карбона — впервые на «пятых» моделях RS. Но главное, скептиков, которые считали Audi слишком консервативными по части мультимедиа, теперь станет меньше. Все три эрэски отныне укомплектованы системами MMI touch третьего поколения. Новый сенсорный дисплей увеличенного размера (10,1 дюйма против прежних 8), более быстрый процессор и новые возможности коммуникации. Была расширена гамма сетевых сервисов и кардинально переработано голосовое управление, теперь автомобиль понимает не отдельные слова, а целые фразы. Раз так, то отпала необходимость в дополнительной шайбе управления, которая занимала место на центральном тоннеле.

Ложе селектора украшает карбоновая отделка — она может быть как глянцевой, так и матовой.

Карбоновая отделка селектора

Спортивные эмоции, которые дарят при вождении Audi серии RS, не должны идти в ущерб безопасности. От неприятностей водителя и его пассажиров страхуют более 30 электронных систем. Те, что не входят в серийное оснащение, доступны по отдельности или в составе пакетов. Адаптивный круиз-контроль с функцией stop and go поможет расслабиться в пробках, а системы предотвращения наезда на препятствия спереди и сзади подстрахуют на тесной парковке. Электроника и вовсе может взять руль в свои руки и припарковать ваш RS в автоматическом режиме.

Есть ли смысл в их возможностях сегодня, когда скоростной режим на дорогах всё строже, а формулировка «опасное вождение» грозит стать юридическим определением?

Увидимся на треке

Есть такой анекдот. Верблюжонок спрашивает у папы: «Для чего у нас на спинах горбы?» Папа объясняет: «В пустыне трудно найти воду и пищу, сынок. От источника до источника можно идти много дней. Мы запасаем воду и пищу в горбах, поэтому выживаем там, где другие не могут. Понял?» «Понял, — отвечает верблюжонок. — Но зачем нам эти горбы здесь, в зоопарке?»
Audi RS — это четыре кольца всевластия, соблазн и искушение прогрессом. Эти высокотехнологичные и при этом эмоциональные автомобили просто вынуждают своих владельцев ехать так, как другим и не снилось. Но есть ли смысл в их возможностях сегодня, когда скоростной режим на дорогах все строже, камер все больше, а формулировка «опасное вождение» грозит стать юридическим определением? При том, что вообще-то владелец Audi, как правило, человек воспитанный и законопослушный, такая уж аура бренда. Как тут быть?
Выход есть, и не один. АДМ, Moscow Raceway, «Сочи Автодром», «Крепость Грозная», «Смоленское кольцо», «Красное кольцо» — сегодня в каждом федеральном округе страны есть как минимум одна спортивная трасса. И у каждой в расписании — трек-дни, когда можно приехать на автодром на своем RS и поставить личный рекорд. А зафиксировать его поможет бортовая телеметрия, в меню которой, кстати, есть и отсечка времени разгона — может, кто-то сумеет разогнать RS 5 до сотни менее чем за 3,9 с?

RS 4 Avant
Audi RS 4 Avant: факты и цифры
Двигатель
V6, битурбо
Рабочий объем, см³
2894
Мощность, л. с. при об/мин
450 / 5700–6700
Крутящий момент, Нм при об/мин
600 / 1900–5000
Коробка передач
8-­ст., tiptroniс
Длина/ширина/высота, мм
4782/1866/1438
Разгон 0–100 км/ч, с
4,1
Максимальная скорость, км/ч
250 или 280*км/ч
Привод
Полный quattro
Расход топлива, л/100 км
9,2 л
Снаряженная масса, кг
1820
RS 5 Coupé
Audi RS 5 Coupé: факты и цифры
Двигатель
V6, битурбо
Рабочий объем, см³
2894
Мощность, л. с. при об/мин
450 / 5700–6700
Крутящий момент, Нм при об/мин
600 / 1900–5000
Коробка передач
8-­ст., tiptroniс
Длина/ширина/высота, мм
4723/1866/1372
Разгон 0–100 км/ч, с
3,9
Максимальная скорость, км/ч
250 или 280*км/ч
Привод
Полный quattro
Расход топлива, л/100 км
9,1 л
Снаряженная масса, кг
1782
RS 5 Sportback
Audi RS 5 Sportback: факты и цифры
Двигатель
V6, битурбо
Рабочий объем, см³
2894
Мощность, л. с. при об/мин
450 / 5700–6700
Крутящий момент, Нм при об/мин
600 / 1900–5000
Коробка передач
8-­ст., tiptroniс
Длина/ширина/высота, мм
4783/1866/1387
Разгон 0–100 км/ч, с
3,9
Максимальная скорость, км/ч
250 или 280*км/ч
Привод
Полный quattro
Расход топлива, л/100 км
9,2 л
Снаряженная масса, кг
1810
*
Ограничена электроникой.