Сын Пеббл-Бич

Автомобили «для всех» в футуристичных проектах обычно стремятся к форм-фактору уютных беспилотных капсул. Тем важнее задача для истинных суперкаров, посчитали в Audi. Радикальный взгляд на машину для искушённых водителей будущего демонстрирует PB18 e-tron Concept — очень мощный, предельно экологичный и между тем... универсальный.

ТЕКСТ: Юрий Урюков («Авто Mail.Ru») ФОТО: AUDI AG

PB18 e-tron Concept


В литерах PB зашифрована культовая для фанатов техники географическая точка — местечко Pebble Beach (Пеббл-Бич) в американской Калифорнии. Ежегодно 15 тыс. человек съезжаются на побережье, чтобы приобщиться и, если повезет, прикоснуться к собранию ценнейших раритетов со всего мира — участников так называемого конкурса элегантности. По статусу элитное мероприятие тянет на автомобильный «Оскар» для коллекционных экземпляров до- и послевоенной поры, а также самых смелых и стильных концептуальных моделей современности. На первый взгляд получается странная компания несочетаемых по временным эпохам машин, хотя на самом деле именно так поддерживается связь поколений. Ведь что бы ни происходило в обыденной жизни, как бы ни менялись тренды, и тогда, и сейчас знатоки одинаково страстно восхищаются инженерными шедеврами. Поэтому Аudi PB18 e-tron Concept, удививший публику Пеббл-Бич в 2018 году, по совокупности новаторских идей на ближайшую перспективу очевидно станет ориентиром для многих последователей.

PB18 e-tron Concept

Подвинься, если не едешь

Революционным в эпоху активного развития беспилотных технологий выглядит полный отказ от систем автономного управления. В то время как современные автомобили один за другим вплотную подбираются к высшему, пятому классу самостоятельности на дорогах, Audi PB18 e-tron Concept с гордостью декларирует «уровень ноль» — кодовое обозначение, под которым проходила разработка суперкара. Этот прототип создан не для роботов, а для живого, эмоционального водителя, в отдельных случаях — для столь же чувственного пассажира, предпочитающего бодрящие перегрузки ускорений скучному спокойствию управляемого электроникой трансфера.

Салон концепта скроен по нетипичной посадочной формуле 1 + 1, где кресло напарника — приятное, но вовсе не обязательное дополнение. Перед выездом на трек для «боевого» заезда дополнительное боковое сиденье с трехточечным ремнем безопасности снимается, а кокпит пилота сдвигается к центру. Кольцевые гонщики знают: такая позиция оптимальна с точки зрения развесовки, баланса и контроля над машиной. За примером далеко ходить не надо, посмотрите на технику «Формулы-1».

Вот только добиться на гражданских автомобилях традиционного толка идеальной позиции водителя обычно сложно: нерациональное использование свободного пространства получается, да и жестко зафиксированные руль с педальным узлом мешают. В мире же концептов таких ограничений нет. По замыслу разработчиков развитие систем управления «по проводам», без механических связей, и сделало возможным появление в Audi PB18 e-tron Concept футуристичного трансформируемого интерьера с оптимальной эргономикой, сфокусированной четко на пилота. Управление функциями сенсорное, но и их не слишком много. Оставлен только необходимый минимум оборудования, ведь все «излишества» приводят к лишнему весу, а он правильному суперкару ни к чему. Зато под каждые условия движения придумана своя конфигурация переключателей и приборов. Например, невидимая прозрачная OLED-пленка в поле зрения водителя трансформируется из обычного информационного табло на ветровом стекле в виртуального тренера, подсказывая водителю правильные траектории прохождения виражей на трассе. Как в компьютерном симуляторе, только наяву.

Таким суперкаром должен владеть знаток и ценитель инженерной красоты, вот почему даже детали подвески выставлены напоказ.

PB18 e-tron Concept
PB18 e-tron Concept

Cтильные колёсные диски — это своего рода турбины, прокачивающие воздух для охлаждения тормозов

Ни слова о беспилотниках. Эта машина подчиняется только водителю

PB18 e-tron Concept

Электромоторы на суперкаре — экологичное и полезное решение: так проще получить «умный» полный привод без лишнего сложного железа

Три мотора и гибкая мощность

Между прочим, похожую одноместную компоновку имеют еще и многократные победители легендарных «24 часов Ле-Мана» — бескомпромиссные гоночные супермашины Audi R18 e-tron. Тем интереснее, что дорожно-трековый прототип из Пеббл-Бич сопоставим с ними не только расположением пилота в кабине, цифровым индексом в названии, но и скоростным потенциалом. Совпадение?

Закономерность, ведь за инженерию PB18 e-tron Concept отвечали специалисты того же самого подразделения Audi Sport GmbН, готовящего заводские чемпионские машины высшего класса LMP1.

Лишенный придающих лишний вес опций комфорта, собранный из легких материалов — алюминия, углепластика и прочих композитов, PB18 e-tron Concept уложился по массе в 1550 кг даже при своих «нескромных» габаритах (4,53 м в длину, 2 м в ширину). Это сделало возможным разгон с места до 100 км/ч за неуловимые две с небольшим секунды. Максимальная скорость вообще не регламентируется и зависит от настроек электронного ограничителя. Здесь придется искать баланс, ведь PB18 e-tron Concept передвигается исключительно на электротяге. А закон в таком случае простой: выигрываешь в динамике — проигрываешь в «дальнобойности».

Вот почему и силовая установка прототипа, продолжающая тему концепт-кара Aicon образца 2017 года, имеет гибкую отдачу. Состоит она из трех электромоторов: один установлен на передней оси, развивая 204 л. с., а еще два суммарной мощностью 476 сил — на задней. Совокупно такая конфигурация готова отдать полноприводному шасси 680 л. с. и 830 Нм. Однако это не предел, кратковременно электроника способна форсировать электродвигатели до 775 (!) сил. Заметьте, это при нулевом выхлопе в атмосферу. Причем батарею проектировали с таким расчетом, чтобы хватило ее не только на пару быстрых кругов, но также на самостоятельный доезд PB18 e-tron Concept до трассы и возвращение домой опять же своим ходом. 800-вольтовые твердотельные аккумуляторы с жидкостным охлаждением запасают до 95 кВт·ч энергии, которых хватает на пробег до 500 км. Важный момент — замерены они по новому, куда более жесткому условному циклу WLTP, то есть паспортные цифры очень близки к реальности. К тому же PB18 e-tron Concept к энергии относится бережно, рекуперируя ее при каждом замедлении. Система эффективна настолько, что обычные механические тормоза вступают в действие только при крайней необходимости.

Если же пилот увлекся и все же опустошил батарею, подзарядка не займет много времени. 15 минут — и прототип снова готов к движению. Впрочем, возможна и бесконтактная зарядка, когда автомобиль восстанавливает силы без шнура и розетки, просто останавливаясь над вмонтированной в асфальт парковочного места индукционной пластиной.

Между прочим, Audi давно работает над развитием спортивных электромобилей. Достаточно вспомнить рассекреченный в 2009 году на мотор-шоу во Франкфуртена-Майне экспериментальный суперкар R8 e-tron. Несмотря на статус опытной модели, в 2012 году он выехал на опаснейшую культовую «Северную петлю Нюрбургринга» и... поставил рекорд в зачете электрокаров! Так что заложенные в PB18 e-tron Concept технологии выглядят максимально приближенными к реальности.

Шутинг-брейк — это динамика прославленных лемановских машин в практичной оболочке.

PB18 e-tron Concept

Формы кузова продиктованы гоночной трассой и аэродинамической трубой

Шутинг-брейк для трека и… большого туризма

Пожалуй, единственная область инженерии PB18 e-tron Concept, которую совсем не затронули футуристичные инновации, — это ходовая часть. Потому что с ней и без того все отлично. Прототип получил классические гоночные решения вроде хитроумных двухрычажных подвесок с горизонтальным «формульным» расположением адаптивных магнитореологических амортизаторов и стойкие к перегреву карбон-керамические тормозные механизмы. Принудительный обдув в движении им обеспечивают 22-дюймовые колесные диски специальной формы, на которые надеты разновеликие шины: 275/35 спереди и 315/30 сзади — еще один признак тонкой настройки шасси. Компоновка агрегатов рассчитана так, чтобы придать PB18 e-tron Concept характер управляемости среднемоторного суперкара за счет центра тяжести, расположенного в пределах колесной базы (2,7 м) позади сидений. Также способствует точности реакций и отменной стабильности система индивидуального регулирования отдачи электромоторов — так называемый торк векторинг. В авиации такое решение называют изменяемым вектором тяги.

Но вернемся к автомобилям и конкурсу элегантности. Ведь еще один козырь PB18 e-tron Concept — нестандартная, в самом лучшем понимании, внешность. «Ле-мановскую» начинку, электроприводы, аккумуляторы и радикально новый интерьер упаковали в универсальный трехдверный кузов высотой всего 1,15 м с длинной покатой крышей и вместительным багажником. Грузовой отсек футуристичного «шутинг-брейка» (так принято называть модели подобного формата, сочетающие в себе качества купе и универсала) готов принять 470 л, то есть ограничивать себя вещами в бросках на тему Gran Turismo не придется — неплохой бонус для машины высшего уровня динамики. На трек чемоданы, понятное дело, не таскают, поэтому на случай скоростных выездов прототип укомплектован оригинальной системой фиксации груза. Она не позволит поклаже болтаться, даже если PB18 e-tron Concept перевозит вещи размером не больше гоночного шлема. Не лишен практичности и подвижный кокпит: на остановках он способен выдвигаться наружу, облегчая посадку-высадку. А яркие матричные лазерные фары режут темноту на сотни метров вперед — это решение опять же из мира гонок на выносливость, когда пилоты ночью должны четко видеть трассу на скорости свыше 300 км/ч.

Вот из таких технодеталей и ковался запоминающийся стиль прототипа. Как признались разработчики из дизайн-центра Audi в Малибу, отвечающие за художественную составляющую проекта, визуальные штрихи продиктованы «аэродинамической трубой и гоночной трассой». К слову, влияющие на обтекаемость и прижимную силу элементы в конструкции тоже присутствуют: регулируются задние спойлер и диффузор. Хотя не все же сводить к инженерному искусству. В конце концов, PB18 e-tron Concept просто красив. Невероятно красив для любой эпохи.

Технология управления «по проводам» изменила понятие трансформации салона: монокок пилота теперь тоже подвижен.

PB18 e-tron Concept