Сфера и много личного

Электрическая мобильность, автономное вождение, цифровизация, наконец, радикальная смена принципов потребления — всё это может полностью перекроить привычное представление о личном транспорте уже в ближайшем будущем. Разумеется, бизнес и производство не могут оставаться в стороне. Компания Audi стала одной из первых, кто ответил на непростые вызовы времени продуманной и чёткой стратегией развития. В основу дизайнерской составляющей лягут три концепта-«сферы», два из которых мы уже можем рассмотреть детально, во всех подробностях.

ТЕКСТ: Юрий Урюков ФОТО: AUDI AG

Audi Grandsphere


2025 год имеет все шансы войти в летопись марки годом эпохальных трансформаций. Именно тогда, как рассказал недавно глава Audi Маркус Дюсманн, компания отдаст полный приоритет электромобилям. Разумеется, традиционные модели с двигателями внутреннего сгорания не исчезнут с радаров в одночасье, в Ингольштадте обязательно учтут интересы и предпочтения каждого конкретного рынка. Однако сам подход к разработке новых автомобилей переживет изрядную эмоциональную встряску: дизайнеры, инженеры, маркетологи станут отталкиваться от совсем других принципов.

Мудрые давно подметили: слабых серьезные перемены пугают и угнетают, зато сильные видят в изменившейся парадигме трамплин для энергичного рывка. Вот и шеф-дизайнер Audi Марк Лихте говорит, что сейчас наступает самая интересная в его карьере эпоха. Ведь интенсивный переход от нефтяного топлива к аккумуляторам радикально преображает не только «железо», начинку автомобиля, но и объемы, пропорции, компоновку — весь тот каркас, на который промышленные стилисты нанизывают свои идеи при подготовке очередной модели к производству.

Аналогичные сдвиги происходят и с интерьерами. Водитель уже не главный во внутреннем пространстве машины. А эргономика уже не только взаимное расположение руля, педалей и прочих переключателей. Их вообще может не быть на борту при условии должного развития беспилотных технологий. Поэтому смысл оформления прогрессивного салона ожидаемо сводится к модуляции эдакой гостиной на колесах — модной, уютной, удобной и приспособленной для самых разных активностей современного человека. Как говорят разработчики, креатив теперь подчинен идее создания интерактивной платформы для получения пользователями новых захватывающих впечатлений.

Иными словами, будущие модели Audi так или иначе станут опираться на три фундаментальные вещи: электрическая мобильность, цифровизация, автономное управление. И анонсированные летом 2021 года концепты-«сферы» как раз и призваны показать, что может получиться, если дизайнеры взглянут на привычные вещи под другим углом.

Вокруг обитателей автомобиля создадут прежде всего их собственную среду обитания, уникальное личное пространство, а только затем примутся за остальные составляющие образа. Правда, финальный проект трилогии — шоу-кар под названием Urbansphere — придется подождать до 2022 года, однако два других прототипа марка Audi построила и продемонстрировала. Skysphere удивил публику на престижном «Конкурсе элегантности» в американском Пэббл-Бич, а Grandsphere стал звездой международного автосалона IAA, который в 2021 году впервые в истории переехал из привычного Франкфурта-на-Майне в Мюнхен.

Audi Grandsphere

Audi Skysphere: роскошный раздвижной родстер

Едва уловимые свесы кузова, очень длинный капот, смещенная назад кабина, внушительные 23-дюймовые колеса. Хищно припавший к земле родстер Skysphere притягивает восторженные взгляды ничуть не менее эффективно, чем классический Horch 853 почти столетней давности, в облике которого черпали вдохновение дизайнеры нового концепта. Тем самым художники Audi Design Studio из американского Малибу (штат Калифорния) наглядно продемонстрировали, как через времена и эпохи красной нитью проходит единое чувство прекрасного.

Причем легкие нотки ностальгии не помешали дебютной «сфере» впитать передовые технологии будущего. Так, например, Audi Skysphere умеет менять собственные размеры прямо на ходу, в зависимости от выбранного одним нажатием кнопки режима движения. При активации калибровок Sport, очевидно предназначенных для энергичной езды, родстер устанавливает минимальную колесную базу, при этом общая длина автомобиля укладывается в 5 м (4,94 м). Однако при переходе на настройки Gran Turismo расстояние между осями возрастает на 250 мм, увеличивая измерение от носа до хвоста концепта до солидных 5,19 м.

Audi Grandsphere

Audi Skysphere убедительно продемонстрировал, что традиционные решения способны гармонично сочетаться с технологиями будущего.

Возникает логичный вопрос: ради чего придуман столь сложный механизм? Компактным, маневренным спорткаром управлять проще и интереснее, это в целом понятно. А вот увеличенные по запросу габариты призваны обеспечить проворному прототипу еще и комфорт представительского седана. Секрет в том, что кузов Audi Skysphere раздвигается в районе передних стоек. То есть те самые 250 мм «воздуха» приходятся целиком на пространство для ног водителя и пассажира.

Вообще рулить что на дальнем маршруте, что в городской тесноте больше нет необходимости, с этим прекрасно справится автопилот четвертого уровня, умеющий даже самостоятельно парковать родстер, отгонять его к зарядному терминалу и встречать пользователей по первому требованию. Поэтому штурвал, педали и четкий без малого полутораметровый дисплей, объединяющий функции комбинации приборов и мультимедиа, в режиме Gran Turismo прячутся внутрь специальной ниши в передней панели. Тем самым превращая интерьер концепта Audi Skysphere в просторный лаунж для двоих с единым монитором от края до края салона и миниатюрными сенсорными панелями управления климатической установкой на дверях.

Audi Grandsphere
Audi Grandsphere

Цифровая экосистема с элементами стиля ар‑деко — так дизайнеры Audi описали внутреннее пространство концепта Skysphere.

Пассажирам предлагается наслаждаться фильмами, объемным концертным звучанием музыкальной установки с замаскированными динамиками, окружающей природой и незамедлительно делиться впечатлениями с друзьями или в соцсетях: бортовой интерфейс настроен на оперативный выход в сеть. Художники компании назвали это единой цифровой экосистемой с элементами стиля ар-деко. К примеру, обернутые экологичной тканью из микрофибры анатомические кресла сравниваются с дизайнерской мебелью. При этом сиденья полностью функциональны и снабжены ноу-хау: подголовники особой формы предотвращают возникновение турбулентности воздуха и раздражающего шума ветра непосредственно в области ушей. Из прочих элементов практичности — багажник, рассчитанный на пару фирменных сумок, сшитых специально для Audi Skysphere.

Ну а адаптацию довольно крупного родстера к переменчивым дорожным условиям обеспечивают поворотные задние колеса и активные пневматические трехкамерные подвески на двойных поперечных алюминиевых рычагах. Audi Skysphere способен следить за качеством покрытия (в том числе посредством анализа данных навигации) и оперативно менять клиренс в пределах 10 мм. А поскольку управляется электромобиль «по проводам» и руль непосредственно не связан с колесами, то водитель имеет возможность быстро и легко настраивать чувствительность отклика системы на команды.

Audi Grandsphere

Особый шик Audi Skysphere придают распахивающиеся против хода движения двери — опять же как на роскошных спорткарах прошлого. Вдобавок с автомобильной классикой первую из трех «сфер» роднит заднее расположение ведущих колес. Но силовая установка прототипа, разумеется, полностью электрическая: двигатель впечатляющей отдачи в 632 л. с. и 750 Нм запитан от аккумуляторной батареи емкостью 80 кВт·ч. Этой энергии достаточно, чтобы в «расслабленном» режиме Gran Turismo преодолеть на одной зарядке более 500 км. Важный нюанс — радиус действия взят не с потолка, а высчитан по приближенной к реальности методике WLTP.

Audi Grandsphere

Смещенные к корме блоки электродвигателя и батареи обусловили «несимметричную» развесовку концепта: порядка 60% массы 1800-килограммового Audi Skysphere приходится на вторую ось. Так что задние ведущие колеса получили дополнительный зацеп — весьма кстати с учетом известной особенности электрических моторов выдавать предельную тягу прямо со старта, с нулевых оборотов. При таком раскладе неудивительна образцовая проворность родстера — 100 км/ч с места он развивает всего за 4 с.

Любопытный момент, как батарейная основа в конечном счете сыграла на руку дизайнерам, избавив художников от необходимости вписывать в образ концепта обязательные для топливных автомобилей функциональные детали. Так, например, радиаторная решетка Singleframe в отсутствие задачи активной вентиляции моторного отсека превратилась едва ли не в ключевой узнаваемый элемент внешнего декора. Трехмерный логотип Audi, затейливый рельеф орнамента получили контурную светодиодную подсветку, способную воспроизводить различные визуальные эффекты — например, приветствовать владельца ритмичным пульсирующим светом. Задние огни также формируют уникальную оптическую картину, ярко выделяя Skysphere на дороге. И даже трансформация колесной базы сопровождается импровизированным шоу вспыхивающих огней.

Audi Grandsphere

Audi Grandsphere: новый уровень роскоши

Если первый из концептов-«сфер» показал возможное направление развития стиля спортивных автомобилей Audi, то второй по счету прототип под названием Grandsphere намекает на будущее моделей представительского класса. Для сравнения: при внушительной колесной базе 3190 мм и не менее впечатляющих длине (5350 мм) и ширине (ровно 2 м) перспективный автомобиль превосходит по габаритам даже удлиненный вариант A8 — нынешнего флагмана легковой линейки Audi. Но, согласитесь, сразу так и не скажешь — в облике опытного седана нет и тени громоздкости. Наоборот, пропорции, обводы, характерные детали вроде создающей уникальную световую подпись узкой оптики и рельефной радиаторной решетки формируют предельно динамичный образ. Форма корпуса родилась словно не в дизайнерских набросках, а прямо в аэродинамической трубе.

Очень интересно решено остекление Grandsphere. Обратите внимание на двери: прозрачные сегменты визуально выходят за рамки проемов и плавно перетекают в панорамную крышу. Подобный прием впервые был продемонстрирован на прототипе AI:CON 2017 года, и вот теперь Audi собирается довести технологию до серийного производства. Логично, ведь в результате и салон получает больше света, и снаружи модель кажется еще более приземистой, хотя высота кузова и без того минимальная — всего 1390 мм, опять же как у спорткаров.

Audi Grandsphere

Тем не менее с комфортом водителя и пассажиров у Grandsphere полный порядок. Потому что передовые технологии и здесь позволили радикально изменить подход к организации внутреннего пространства. Даже вход-выход из прототипа упростили до предела: задние двери распахиваются сервоприводами против хода движения, а кузов лишен средних стоек. Таким образом, для доступа людей открывается, по сути, вся боковина. Причем концепт способен самостоятельно приехать с парковки к указанному месту, заранее подготовившись к встрече владельца и его спутников. Поэтому едва человек присядет на свое место, Audi автоматически настроит предпочтительную температуру и выберет любимый аромат воздуха, выведет на видное место новости, которые гость читал со смартфона, либо фильм, который он смотрел на планшете перед поездкой.

Применительно к представительским автомобилям мы привыкли считать главным второй ряд сидений. Однако новый концепт Audi выступает за приоритет передних раздельных кресел над сплошным задним диваном, ведь автопилот четвертого уровня делает ненужными услуги наемного шофера. Владелец по настроению может рулить сам либо доверить контроль за движением электронике, расположившись полулежа: спинка способна отклониться назад на 40 либо 60 градусов.

Audi Grandsphere

Audi Grandsphere предлагает оценить автомобильную роскошь высшей пробы через призму натуральности ощущений.

Между передними креслами под металлической накладкой предусмотрен холодильник с парой стаканов и элегантной бутылкой для безалкогольных напитков. А в подлокотниках спрятаны очки виртуальной реальности. Не случайно дизайнеры марки сравнивают обстановку внутри Grandsphere с салоном первого класса в авиалайнере или уютной кабиной личного бизнес-джета.

Audi Grandsphere

Впрочем, ассоциации могут быть разными. Когда руль и педали в автономном режиме исчезают за передней панелью, интерьер меньше всего напоминает о поездке на транспортном средстве. Даже модных экранов здесь нет. Согласно концепции «цифрового детокса» люди получают необходимую информацию посредством красочных интерактивных проекций. Кроме того, Grandsphere способен понять владельца по голосу, жестам или взгляду: электроника следит за глазами человека. И если водителю еще оставили некое подобие привычного переключателя (за управление бортовыми функциями отвечает инновационный пульт MMI touchless response), то пассажирам выделили только незаметные контрольные панели на подлокотниках с оптическими индикаторами расположения.

Audi Grandsphere

Особую атмосферу внутри «сферы» создает как сама архитектура салона, бережно охватывающая гостей со всех сторон, так и тщательный подбор отделочных материалов. Они строго натуральные и обязательно приятные на ощупь: дерево, шерсть, металл, синтетическая ткань. Здесь высока доля продуктов вторичной переработки, а вот кожа не используется вовсе. В таком экологическом контексте живое пышное растение по центру «комнаты» смотрится вполне уместно.

И, разумеется, Grandsphere стремится беречь природу и на ходу. Концепт построен на перспективной платформе PPE (Premium Platform Electric), которую компания Audi проектировала с чистого листа исключительно под задачи электрической мобильности. Это значит, что инженеры не оглядывались на типичные решения для автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, тем самым обременяя себя неизбежными конструктивными компромиссами, а изначально строили всю техническую начинку и компоновку вокруг батарейной силовой установки.

Audi Grandsphere

Audi Grandsphere радикально меняет суть представительского автомобиля: здесь не пользователя поместили в интерьер, наоборот — уютное пространство построили вокруг человека.

Центральный элемент 800-вольтовой электрической системы — интегрированные в силовую структуру пола плоские аккумуляторы емкостью около 120 кВт·ч. Это очень серьезная цифра, объясняющая автономность концепта Grandsphere в пределах 750 км — не каждый дизельный (тем более бензиновый) представительский седан способен на такой пробег без дозаправки. Вдобавок бортовая сеть рассчитана на подключение к терминалам постоянного тока мощностью до 270 кВт — от такой «суперрозетки» прототип восполнит до 80% энергии всего за 25 минут. А за 10 минут впитает электричество, достаточное для пробега более чем на 300 км.



Также Grandsphere демонстрирует следующее поколение фирменного полного привода quattro. Колеса каждой из осей приводит в движение индивидуальный электромотор, суммарно двигатели развивают 721 л. с. и 960 Нм. Неудивительно, что стремительную внешность концепт подкрепляет чуть ли не гоночной динамикой: около 4 с требуется электрокару на разгон до 100 км/ч. Максимальная скорость при этом ограничена электроникой во избежание чрезмерного разряда аккумуляторной батареи, но с учетом общего характера прототипа можно не сомневаться: лимит этот окажется достаточным для всех задач.

Логично, что настройкам ходовой части разработчики уделили особое внимание. И ключевой элемент здесь — активная пневматическая подвеска с алюминиевыми рычагами, способная задавать перемещения каждого 23-дюймового колеса индивидуально (кстати, дизайн дисков выполнили по мотивам концепта Avus 90-х годов и в традициях стиля Баухаус). Для этого Grandsphere снабдили специальными электромеханическими актуаторами, которыми управляет электроника, опираясь на сигналы камеры-сканера дорожного полотна и данные системы навигации. То есть электромобиль заранее видит повороты, неровности и соответствующим образом готовит к ним компоненты шасси, обеспечивая непревзойденную плавность хода и точность управления одновременно. И крупные габариты прототипа при маневрах не помеха: внушительные размеры компенсировали поворотными задними колесами.

Хотя, пожалуй, самое удивительное в Grandsphere вовсе не фантастические возможности концепта, а их близость к серийному воплощению. Причем ждать осталось недолго. Заявленные технологические и дизайнерские решения дебютируют на товарных автомобилях Audi уже через несколько лет. И даже автопилот четвертого уровня — не такая уж отдаленная перспектива. Совместными усилиями с компанией CARIAD, ведущим разработчиком программного обеспечения для концерна Volkswagen, специалисты Audi планируют внедрить беспилотную систему во второй половине нынешнего десятилетия.

Audi Grandsphere