quattro > why-audi-old > Новые автомобили Audi
quattro

quattro

Audi-quattro-750x410.jpg

Когда-то полный привод был атрибутом медлительных и угловатых внедорожников. Благодаря марке Audi он теперь называется quattro и ассоциируется с динамикой, эмоциями и спортом.

Все началось в далеком 1977 году. В процессе разработки по заданию бундесвера вездехода VW Iltis группа молодых амбициозных инженеров Audi задумала построить мощный спортивный автомобиль со сниженным центром тяжести, удлиненной колесной базой и приводом на все четыре колеса. Первый же построенный прототип продемонстрировал отличные показатели динамики, курсовой устойчивости и проходимости. Однако, чтобы убедить руководство концерна в перспективности проекта, инженеры Фердинанд Пих и Йорг Бензингер решают показать им возможности прототипа на перевале Туррахер-Хое в Альпах. Обутый в летнюю резину автомобиль с легкостью взбирается на покрытый льдом и снегом фантастический для обычных машин подъем крутизной 33 процента. Весной 1978 года серийная разработка перспективного полного привода была одобрена начальством.

Интересно, что название quattro утвердили лишь год спустя, в 1979-м. Была еще идея назвать привод CARAT — это аббревиатура от немецких слов Coupé, AllRadAntrieb и Turbo. Но решили, что не связанное ни с какой конкретной моделью и типом кузова quattro лучше тем, что сможет послужить в будущем.

3 марта 1980 года на Женевском автосалоне был представлен первый в мире серийный легковой автомобиль с постоянным полным приводом Audi Ur-quattro. Его 5-цилиндровый двигатель с турбонаддувом развивал мощность 200 л. с. и всего за 7,1 с разгонял купе до 100 км/ч.
Urquattro-2-750x410.jpg

Посетители и журналисты высоко оценили новинку Audi. «Теперь садиться в обычную машину — все равно что делать шаг в прошлое», — гласили материалы в автоизданиях того времени.

Привод quattro поднял волну увлечения полноприводными автомобилями во всем мире. Вначале — в сфере автомобильного спорта, на мировом чемпионате по ралли. Приводу quattro предстояло подтвердить свои ходовые качества на гравийных трассах Сан-Ремо, глинистых дорогах Кот-д’Ивуара и на коварном льду Ралли Швеции. Уже в первых гонках в январе 1981 года на крутых поворотах Ралли Монте-Карло мир автоспорта замер, став свидетелем захватывающей борьбы. Главный герой — пилот Audi Ханну Миккола. На восьмом километре дистанции автомобиль Микколы обгоняет стартовавший за минуту до него Lancia Stratos. Audi quattro прибыл к финишу на целую минуту десять секунд раньше своих соперников. Чезаре Фиорио, руководитель раллийной команды Lancia, самой успешной на тот момент, после первого выступления Audi quattro признался: «Это автомобиль, который мы забыли сконструировать».

Какими бы известными ни были имена и марки соперников, они ничего не могли противопоставить конструктивному совершенству автомобилей из Ингольштадта. Победное шествие quattro в раллийном спорте уже нельзя было остановить. С увеличением мощности до 300 л. с. раллийная модификация Ur-quattro в 1981 году выигрывает три гонки чемпионата мира. В 1982-м следуют еще семь одиночных побед и завоевание титула чемпиона мира среди марок. Годом позже экипаж пилотов Ханну Миккола / Арне Гертц на Audi quattro празднует победу в чемпионате мира по ралли.

Еще сильнее, чем спортивный триумф, впечатляет внедрение технологии quattro в серийное производство. За прошедшие четыре десятилетия почти более 4 млн клиентов выбрали автомобиль с полным приводом quattro.
AA6_L_10385-750x410.jpg

Начало в декабре 1982 года положила модель Audi 80 quattro, первый крупносерийный легковой автомобиль с постоянным полным приводом. В последующие годы новый привод внедряется на автомобили всего модельного ряда Audi. Он становится одной из важнейших характеристик, отличающей Audi от конкурентов.

С укреплением позиций марки растут и требования клиентов. В связи с этим в 1986 году Audi выпускает второе поколение quattro. Его основой стал компактный и сложный для непосвященного человека планетарный механизм — дифференциал Torsen. Установленный между осями, он обеспечивает плавное автоматическое и практически мгновенное перераспределение тягового усилия между передней и задней осями в зависимости от состояния дорожного покрытия.

Одной из первых моделей, сошедших с конвейера в 1986 году и оснащенных новой трансмиссией, стал Audi 100. Преимущество полного привода quattro иллюстрирует рекламный ролик, призванный пробудить интерес к этой теме: поднимающийся вверх по трамплину Audi 100 quattro. Это происходило в финском городе Кайпола на трамплине с углом наклона 37,5 градуса, что соответствует 80-процентному уклону. В то время совершить подобное не был способен ни один другой серийный седан в мире. С соблюдением всех необходимых мер безопасности спортсмен-раллист Харальд Демут без каких-либо вспомогательных средств въехал на трамплин, а превосходство полного привода quattro прочно утвердилось в сознании целого поколения клиентов. В 2005-м по случаю 25-летнего юбилея quattro серийный Audi А6 quattro повторил этот зрелищный подъем.

Следующее примечательное событие — рекордный заезд Вальтера Рёрля в гонках Pikes Peak — произошло в 1987 году. Эти легендарные гонки, получившие название «Гонки в облаках» (Race to the clouds), ежегодно проводятся в Колорадо и представляют собой скоростной подъем на вершину высотой около 4300 м.

В течение двух предыдущих лет в этих гонках побеждали Мишель Мутон на Sport quattro и Бобби Ашер на Sport quattro S1. И каждый раз они демонстрировали лучшее время. Теперь на старт вышел Рёрль. Он управлял моделью S1 мощностью 600 л. с. Автомобиль был оснащен специально разработанной перепускной системой, позволяющей поддерживать требуемые обороты турбины даже при закрытой дроссельной заслонке.

Рёрль взбирается на Pikes Peak, а S1 работает как часы. После 20 км и 156 поворотов он достигает вершины за рекордное время, которое впоследствии долго не мог превзойти никто, — 10 мин. 47,85 с. Гора получила нового короля, а технология quattro — еще одно доказательство своего превосходства.

В 1990 году успех идеи был подтвержден и выпуском 200-тысячного Audi quattro. При этом Audi — единственный производитель, предлагающий постоянный полный привод для всего модельного ряда автомобилей, от компактного до представительского классов.

В том же году состоялась премьера Audi S2, ставшего преемником модели Ur-quattro. А четыре года спустя привод quattro стал еще совершеннее: обе оси автомобиля Audi начали оснащаться электронной блокировкой дифференциалов EDS. Это позволило перераспределять тяговое усилие с помощью целенаправленного подтормаживания отдельных колес при возникновении их пробуксовки. Таким образом, крутящий момент двигателя реализовывался максимально эффективно. Не менее важным новшеством Audi в 1997 году стало применение уникального сочетания для того времени: полный привод quattro и электронная система поддержания курсовой устойчивости ESP.

При этом quattro ставит новые рекорды в автомобильном спорте. После успехов, достигнутых на раллийных неукрепленных дорогах, постоянный полный привод продемонстрировал свои преимущества и на скоростных асфальтовых трассах: в американском чемпионате TransAm, гонках IMSA GTO и на трассах престижного немецкого чемпионата DTM.

В 2000 году, вызвав настоящий ажиотаж, в салонах дилеров появился Audi RS 4. Он продемонстрировал тот уровень, на который вышла компания в серийном производстве автомобилей. Просторный универсал с постоянным полным приводом, 2,7-литровым двигателем с двумя турбинами и мощностью 380 л. с. Подобных автомобилей до этого не существовало, и многие поклонники спорткаров изменили привычным для них маркам. И это не только из-за невероятной мощи и динамики RS 4, но и из-за привода quattro.

Привод quattro последнего поколения с динамическим распределением крутящего момента особенно хорош на сверхмощных автомобилях. Он смещает границы дозволенного при динамичной езде, делая движение безопасным. Он предлагается и в новых моделях Audi RS 3 Sportback, RS 5 Coupé, TT RS и R8 V10.

Новое время и новые требования к автомобилю диктуют свои условия. Так, бескомпромиссный Audi R8 V10 plus 5.2 FSI quattro оснащается только роботизированной коробкой передач S tronic с двойным сцеплением. Она переключает передачи быстрее, точнее и лучше, чем человек, экономит топливо и более удобна при езде по городу. При всем этом Audi R8 разгоняется до сотни всего на одну десятую секунды медленнее легендарного раллийного S1 quattro! Нажатием нескольких клавиш практичный комфортабельный универсал бизнес-класса или стильное купе превращаются в реактивные полноприводные снаряды.

Отдельными вехами в истории концерна становятся модели, открывающие представительство марки Audi в новых для нее сегментах и классах. Такие, например, как Audi A1, Q3, Q5, Q7, A5 Sportback, Q8. Каждый из них диктует новые правила класса, задавая вектор развития технологий и инженерной мысли.

Показателен пример Audi Q7. Впервые этот автомобиль представили публике в виде концепта Audi Pikes Peak quattro в 2003 году на автосалоне в Детройте. Внедорожник выглядел как космический корабль: обтекаемый, стремительный, агрессивный. В передних фарах, вызывая фурор среди посетителей, мерцали огни LED. Тогда его характеристики заставляли думать, что этот концепт останется лишь мечтой: пятидверный семиместный автомобиль, который способен разгоняться до сотни за какие-то 4,7 с и развивать максимальную скорость 250 км/ч. Но в 2006-м в продажу поступил серийный Audi Q7, и мечта начала сбываться.
q7-750x410.jpg

Сейчас, глядя на Audi Q7 уже второго поколения, понимаешь, что Pikes Peak quattro даже устарел. Серийный внедорожник Audi Q5 quattro также второго поколения демонстрирует характеристики не хуже, а выглядит еще более современно.

Примененная в нем и в моделях Audi A4 allroad и Audi A5 технология quattro ultra объединяет динамику движения и безопасность, доведя их до новой степени эффективности. Тем самым создается система полного привода будущего.

Революция кроется во взаимодействии модернизированных компонентов системы полного привода: чувствительной, многогранной системы датчиков и интеллектуальной стратегии функционирования. Система датчиков постоянно определяет и оценивает данные динамики движения, состояния дорожного полотна и поведения водителя за рулем. Инновация заключается в том, что в зависимости от полученных данных система принимает превентивное решение, будет ли активизирован полный привод. Она постоянно предвосхищает события. Переключение происходит незаметно для водителя, однако это весьма положительно сказывается в том числе и на расходе топлива.

Технология ultra — очередной шаг в эволюции quattro. Она делает систему привода еще более интеллектуальной и экономичной, чем когда-либо прежде, не экономя на динамике и безопасности.


Ярким образцом спортивных возможностей фирменного привода является суперкар Audi R8. Этот среднемоторный спортивный автомобиль, сочетающий полный привод quattro с мощными двигателями, — особая гордость инженеров AUDI AG. Рожденный на базе концепта Le Mans quattro, Audi R8 сконструирован с использованием пространственной рамы Audi Space Frame. В нем сочетаются лучшие инновации концерна: и гражданские (например, система поддержания курсовой устойчивости ESP), и гоночные (пример — коробка передач S tronic и ассистент старта Launch Control).


«Я хочу посидеть за рулем сам», — скажет VIP-пассажир персональному водителю. И окажется абсолютно прав. Седан представительского класса, новый Audi A8 — это симбиоз доселе невиданного комфорта и удовольствия, которые получаешь от управления автомобилем, оснащенным, конечно же, полным приводом quattro. Концерн Audi был первым производителем, оснастившим им автомобиль представительского класса.


Подобные ступени развития марки Audi каждый раз становятся вехой в истории концерна в частности и всего автомобильного мира в целом. Пример тому — 38-летняя история технического превосходства привода quattro. Сегодня название quattro не требует пояснений: каждый знает его значение, и это выходит за рамки техники. Это еще и динамика, и эмоции, и, наверное, немного легенды. В любом случае это один из самых эффективных, безопасных и надежных способов передвижения на автомобиле.

Вехи истории

1978 Прототип quattro штурмует заснеженный перевал Туррахер-Хое на летних шинах. Инженеры убеждают правление концерна в перспективности дальнейших разработок.


1979 Презентация опытного образца узкому кругу журналистов. Принимается решение по названию. Выбирают quattro.


1980 Премьера Audi Ur-quattro на Женевском автосалоне.


1981 Мишель Мутон на Audi quattro стала первой женщиной, победившей в гонках чемпионата мира по ралли.


1984 К команде Audi присоединяется Вальтер Рёрль. Audi побеждает в чемпионате мира по ралли, а пилоты становятся победителями в личном зачете.


1985 Вальтер Рёрль на Audi Sport quattro участвует в Ралли Монте-Карло.


1986 Audi 100 quattro въезжает на трамплин с 80-процентным уклоном. Об этом снимают рекламный фильм.


1987 Третий раз подряд Audi выигрывает гонки Pikes Peak. За рулем quattro S1 — Вальтер Рёрль, показавший новое рекордное время.


1988 Презентация Audi V8, первого в мире автомобиля представительского класса с постоянным полным приводом.


1991 Avus quattro — один из самых фантастических концептов Audi, с алюминиевым кузовом и расположенным в базе двигателем W12 (509 л. с.).


1994 Рождение легенды: выходит Audi RS2 quattro — первенец самых быстрых и мощных серийных Audi (315 л. с.).


1995 Впервые на модели Audi A6 2.5 TDI реализуется комбинация привода quattro и двигателя TDI®.


1996 Привод quattro обеспечивает преимущество не только в ралли. Он позволяет Audi выиграть серии гонок автомобилей «Гран туризмо» в шести странах.


2000 Audi RS4 quattro — сверхмощный серийный спортивный автомобиль, развивающий 381 л. с.


2000 Дебют Audi allroad quattro: комфорт бизнес-класса и качества внедорожника.


2004 Модели с поперечным расположением двигателя — TT, А3 и A3 Sportback — оснащаются приводом quattro.


2004 Более 20 процентов всех серийных автомобилей Audi покупатели заказывают с приводом quattro. Хит продаж — новый Audi A6.


2005 На Международном автосалоне во Франкфурте представлен первый современный внедорожник марки — Audi Q7.


2006 Первый серийный суперкар Audi со среднемоторной компоновкой — R8. Разумеется, он оснащен системой полного привода quattro.


2008 Премьера кроссовера сегмента «премиум» Audi Q5 quattro.


2009 На выставке современного дизайна в Майами представлен новый флагман марки — Audi A8.


2010 Новый Audi RS 5 quattro: дифференциал Torsen заменен на новый, более легкий, с коронными шестернями.


2016 На модели Audi A4 allroad дебютирует новый интеллектуальный привод quattro ultra.


2018 Дебют и начало серийных продаж флагмана модельного ряда кроссоверов марки — абсолютно нового Audi Q8.